Как начать классный час о доброте. Классный час на тему "Доброта творит чудеса" (3 класс). «Что такое доброта?»

Тема: «Добрые поступки»

Цели: - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Способствовать формированию нравственных качеств

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Оборудование: карточки с пословицами, записи на доске, листики, фломастеры, картинки с изображением хороших и плохих поступков.

Ход классного часа:

Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,

Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения? Как обычно заканчиваются сказки? (отв.дет.)

(В сказках добро побеждает зло)

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему? (Ответы детей)

Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба?

Продолжите фразы:

Доброта – это … Злоба – это …

Добро – это … Зло – это …

(Дети выбирают фразы и заканчивают определения)

(Открывается доска и зачитываются записи на ней учениками.)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.

Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Тема нашего классного часа «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ»

Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (отв.дет.)

(прикрепляются карточки на доску):

  1. Доброе дело и в воде не тонет.
  2. Добро не умрет, а зло пропадет.
  3. От добра добра не жди.
  4. Доброта без разума пуста.
  5. Добро помни, а зло забывай.
  6. Добрый гость всегда в пору.

Как вы их понимаете? (отв.дет.)

Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру, а где злу, зачитываю, а вы отвечайте:

1. умение сопереживать

2. умение радоваться удачам других

3. умение сочувствовать

4. всё, что губит душу человека

5. зависть и жадность

6. умение сострадать

7. преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (скинхеды, фашисты). А кто такие скинхеды и фашисты? (отв.дет.)

8. младшие не уважают старших

9. война и предательство

10. помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

11. умение прощать и просить прощение

12. взрослые не заботятся о детях

13. сильный защищает слабого.

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях.

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

Как вы считаете, о чём думал Петя? (отв.дет.)

«И, наконец, он принял правильное решение».

Какое решение принял Петя? (отв.дет.)

Как оценить его поступок? (отв.дет.)

Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям.

А какие добрые поступки совершали вы? Перед классным часом вам задавалось на дом – описать один из своих добрых поступков. И сейчас некоторых мы прослушаем.

(пересказы нескольких детских работ)

Какую цель вы преследовали, когда это делали? (отв.дет.)

Итак, хорошие поступки совершили ваши одноклассники? (отв.дет.)

А с остальными работами вы сможете познакомиться позже, когда они будут вывешены на стенде.

- Давайте рассмотрим рисунки на доске и прокомментируем их.

(работа с картинками)

Мальчик увидел старушку, которая никак не решалась перейти дорогу. Он предложил ей помочь. При расставании старушка захотела поблагодарить мальчика, но не успела…

Почему не успела старушка сказать добрые слова? (отв.дет.)

Какая пословица больше подходит к рассказу: «доброе дело делай смело», « скромность всегда украшает»?

А сейчас мы проведем упражнение «Пять добрых слов».

Вам необходимо разбиться на группы по 5 человек. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу. (работают)

Отлично, и теперь каждый из вас узнает, что о вас думает ваш одноклассник.

Сейчас послушайте текст:

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила собака, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: собака линяла.

Фу, какая противная собака, - сказал Игорь.

Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в собаку камни».

Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь? (отв.дет.)

Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло?

«Зло» – это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (отв.дет.)

На доске написаны несколько примеров,а вам надо определить - какие из них являются добрыми делами, а какие – злыми? К доске выходят два человека, один определяет хорошие и ставит галочку напротив, второй выделяет плохие, и ставит минус напротив. А остальные проверяют их.

  1. Играть в футбол на газонах.
  2. Рисовать на стенах в школе.
  3. Посадить растения возле школы.
  4. Подложить кнопку на стул.
  5. Метко плюнуть жвачкой в товарища.
  6. Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

(работают, сидячие проверяют и комментируют)

А как проверить добрые вы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить в школе?

Я раздам листики, а вы ответите на это письменно. Потом зачитаем.

(выполняют)

  1. Убрать территорию вокруг школы.
  2. Провести уборку в кабинете.
  3. Убрать свои рабочие места и т.д.

Чтение стихотворения Ачох Юлианны «Добрые люди»

Добрых людей, как всегда, не хватает...

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Пришло время подвести итоги классного часа.

Давайте вспомним, о чем мы говорили?

Какие качества добра вам известны? Зла?

Почему нужно совершать добрые дела?

Домашним заданием будет – найти песни о добре и принести тексты песен.


Классный час «Что такое доброта?»

Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие.

Оборудование: ноутбук, проектор, плакат с ромашкой, 2 бабочки для каждого ребенка (1 белая, 1 цветная)

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее?
Начнём скорей урок!

2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, определите, о чем пойдет речь на нашем занятии. Прослушайте притчу (слайд 2)

«Осколки доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

3. Работа по теме классного часа.

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? Давайте вставим слова, которые нам помогут объяснить это понятие в цветик- семицветик. Помогите мне. (слайд 3)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

О доброте писали и говорили многие знаменитые люди. Давайте прочитаем их изречения. (слайд 4)

Доброта… Что же все таки означаетэто слово? Давайте обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.(слайд 5)

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А сейчас для вас следующее задание. Подберите однокоренные слова к слову «добрый».

Проверим, что у вас получилось. (слайд 6)

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о добре? Приведите примеры.

Молодцы! А теперь выполним следующее задание. Вам надо соединить начало и конец пословицы. Будьте внимательны! Начинаем! (слайд 7)

4. Физминутка.

Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Вы можете встать и подвигаться под музыку, потанцевать. (слайд 8)

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому - то, кому - то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.)

У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда он проявлял доброту по отношению к окружающим людям. Но как часто это происходит? Действительно ли вы являетесь добрым человеком или только делаете вид? Ответить на эти вопросы нам поможет тест "Добрый ли вы?" (слайд 10-12)

Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? На эти вопросы вам поможет ответить наш тест.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Можете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли выслушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь засчитайте себе по 1 очку за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Молодцы! Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Но для этого вам надо вспомнить вежливые, добрые слова. Готовы? Начинаем!

Растает ледяная глыба

От слова доброго ….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(прости, пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас…(благодарю).

В завершении нашего классного часа, я хотела бы подарить вам стихотворение Татьяны Кузовлевой «Не жалейте сердца», которое мне очень нравится.

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Не жалейте сердца. Пусть недолго
Бьется, беспокойное, оно,
Все ж от своего земного долга
Сердце отступаться не должно:
От тревог за всех, кто рядом дышит,
И от дум, что отгоняют ночь,
И от страха: вдруг да не услышит
Чью-то просьбу тихую - помочь.
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.(Татьяна Кузовлева)

5. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового вы для себя вынесете с нашего занятия?

Какие выводы мы можем сделать?

6. Рефлексия

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на занятии, и белую, если вам было не интересно. (Пока дети выполняют это, звучит песня о ДобротеТатьяны Мухаметшиной. (слайд 13-23)

Источники:

1 http://detskij-dvorik.ru- стихи о доброте

2 Ожигов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997.

3. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник В.Даля в 2-х томах., М., «Художественная литература», 1984 г.

4. http://pritchi.ru/id_4106- притча «Осколки доброты»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НОВОУРАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59»

Час доброты

(занятие)

Ужнева Н.Н.

Быкова Л.Д.

ЧАС ДОБРОТЫ.

(форма занятия – круглый стол)

Цели:

Развитие представлений учащихся о добре,воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки;
- развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
- составление правил доброго человека

Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: толковые словари, таблицы с краткими записями задач, таблица с группой слов (добро, добросить, добронравный), 2 конверта с набором слов (отзывчивый, внимательный, бескорыстный, милосердный, равнодушный, деликатный, корыстный, безотказный, благородный, конфликтный); аншлаги со словами для составления пословицы (жизнь, на, дела, дана, добрые); правила доброго человека (записаны на листках в форме туч); солнце; у детей: фломастеры, листки тетрадные и альбомные.

Ход занятия

Прослушайте притчу и определите, о чем пойдет речь на нашем занятии.

«Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

О чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

Мы собрались на круглый стол и поговорим о доброте и добрых поступках.

Итак, тема нашего разговора – доброта.

«Добро», «доброта». С чем могут ассоциироваться эти слова? (солнце, мама, нежность, тепло, голубое небо, цветы, ласковое море и т.д.)

На доске прикрепляется солнце, на нем написано слово «доброта».

Поднимите руку те, кто совершал недобрые поступки по отношению к кому-либо. Поднимите руку, если к вам относились не по-доброму. Значит, наше солнце заслонялось тучами.

На солнце прикрепляются тучи.

Мы страдаем от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда сами обижаем кого-то. Почему это происходит? Давайте поговорим сегодня об этом, так ли важно жить рядом с добрыми людьми и самому быть добрым, составим правила доброго человека, следуя которым, мы не позволим тучам зла закрывать солнце.

Каждый человек на земле хочет, чтобы его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это надо заслужить своим добрым отношением к окружающим.

ДОБРОТА… Что означает это слово? «Это отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление сделать добро», - такое определение у С.Ожегова. (Дети самостоятельно находят определение в словарях).

Продолжите фразу: «Добрый человек – это…».

Вам дана группа слов. Найдите лишнее слово и дополните оставшиеся слова родственными: ДОБРОТА, ДОБРА, ДОБРОНРАВСТВЕННЫЙ. (добрый, добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добренький, задобрить, добряк и др.).

Проверим, как вы справились с заданием.

Выразите согласие или несогласие с ответом 1 команды. Задайте вопросы друг другу.

Как вы понимаете значение слова «добронравный»?

А какие еще качества свойственны доброму человеку?

Выберите из предложенных: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие, справедливость, зависть, безотказность (готовность прийти на помощь), равнодушие, бестактность, эгоизм.

Выразите согласие или несогласие. Задайте вопросы.

Безотказность. Как вы понимаете значение этого слова? Всегда ли это качество надо проявлять?

Вывод: безотказность не всегда следует проявлять, но доброте она всегда сопутствует, как и бескорыстие, и милосердие, и сочувствие, и сострадание.

Прослушайте притчу. Шел по лесу охотник. Вдруг видит: дерево упало и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь спас тебя от смерти!». «На то я и змея», - отвечает она.

О чем эта притча? (Эта причта о добре и зле)

Что можно сказать о характере героев? (Охотник добрый, он спас змею. Змея злая, неблагодарная, хотела укусить охотника.)

Значит, не надо делать добра? Может, стоит жить по правилу: «Не делай добра – не получишь и зла»? (Высказывают свои мнения, приводят примеры из своего опыта, из прочитанной литературы)

Случалась ли у вас такая ситуация, когда вас за доброе дело наказывали? Что вы при этом чувствовали?

Расскажите случаи, когда вы за добро отплатили злом. Что вы при этом чувствовали? А что чувствовал человек, которого вы обидели? Хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?

В Евангелии сказано: «…во всем как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними».

Вывод: какое правило доброго человека открыли? (За добро добром плати).

Можно ли заставить человека быть добрым? (Дети высказывают мнения).

Можно ли пожалеть о добром поступке? (с.109, «135 уроков здоровья»). Прочитайте древнюю китайскую сказку.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу много силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Императора навестил мудрец. Он увидел во дворце гоубей и спросил: Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми.

Мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Вы спасли 500 птиц, а погубили в 5 раз больше.

Почему так сказал мудрец?

Сколько птиц погубил император?

Были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых вы в последствии пожалели? (например, сделал за друга домашнее задание)

Вывод: какое правило открыли? (И добро и зло надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше. Доброта без разума пуста.)

Можно ли быть добрым, никак не проявляя доброту в своих делах? Послушайте стихотворение и подумайте, добрый ли герой.

Однажды я встретил бездомную кошку.

Как ваши дела?

Ничего, понемножку.

Я слышал, что вы тяжело заболели?

Так, значит, лежали в постели?

Лежала на улице много недель,

бездомной мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Страшно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным…»

(дети высказывают свои мнения)

А как бы вы поступили на месте героя?

«Возьму я домой эту бедную кошку,

И будет бездомных поменьше немножко»

Вывод: выведите третье правило. (Добряк добро творит).

Кто еще, кроме человека и животных, нуждается в проявлении вашей доброты и участия?

Конечно, природа страдает от нашего равнодушия тоже.

Игра «Почему это произошло?» Назовите причины, которые могли вызвать перечисленные ситуации.

    На балкон дома слетелось много синичек.

    Киты выбрасываются из моря на берег.

    Морские звезды оказались на песке. (с.110, 135 уроков здоровья)

    Мусор постепенно становится монстром для планеты.

А сейчас вам потребуются знания по математике. Расчеты покажут, каким злом для человека и природы могут обернуться его бездумные поступки.

Задание 1 команде.

На 1 человека в год затрачивается 20т сырья. 9/10 от этого идет в отходы. Сколько тонн отходов получается? Сколько тонн сырья использует человек? Что делать с этими отходами? Что вы можете сделать (например, с пластиковой бутылкой)? С.5, ж. Педсовет №11, 2005).

Задание 2 команде.

Тонна нефти покрывает тонкой пленкой 12 кв.км поверхности океана. За год в моря поступает в среднем 9.000.000т нефти. Какую площадь океана может покрыть это количество нефти? Что произойдет с Черным морей, если это количество нефти выльется на его поверхность? (Площадь Черного моря 422.000 кв.км)

Вывод: надо ли спешить делать добро? Почему?

Какое правило можно еще вывести?

Пятое правило доброго человека – делать добро спеши.

Рефлексия. Итак, мы вывели правила доброго человека. Доброта – самое ценное качество нашего народа. Узнайте, о чем гласит народная мудрость, поставив данные слова в нужном порядке: на, жизнь, дела, дана, добрые.

Давайте закончим наше занятие добрым делом: встанем в круг и скажем друг другу добрые слова и пожелания.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всем спасибо за работу.

Анализируя современное состояние общественной жизни, очень важно воспитание доброты у детей. Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Данный классный час посвящён теме о добре для детей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Добро не терпит промедленья…»

Цели:

Развивать умение сопереживать;

Сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

Расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека;

Пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.

Задачи:

Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;

Сориентировать на ценности человеческой личности;

Сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова.

Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.

Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.

Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.

Оформление, оборудование, реквизит:

Семь «деревьев доброты» - деревья (плакаты);

Карточки со словами, однокоренными слову «добро»;

Карточки с пословицами;

Карточки в виде солнца с лучами;

Кроссворд;

Ноутбук, запись песен «Если добрый ты» из м/ф. «День рождения кота Леопольда», «Дорогою добра».

Ход занятия:

1.Орг. момент.

У меня есть волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится.

Берегите эту бусинку до конца нашего занятия.

А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди.

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – ДОБРОТА.

Ведь, доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М.Пришвина, которые будут эпиграфом нашего занятия: «Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека».

Девизом пусть послужат слова С.Я.Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. Дома вы рассуждали: что такое добро.

Учитель зачитывает несколько сочинений.

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?

Ответы детей.

В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро -все положительное, хорошее, полезное.

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Так позаботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Сегодня мы попробуем с вами создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

Дерево первое «Где спряталось добро».

Задание - вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро».

Дети на листах бумаги записывают как можно больше слов и сочетаний, где есть слово добро.(Например: добродушный, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)

Учитель зачитывает ответы.

Дерево второе «Пословицы о добре».

В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на столах карточки с пословицами, но их надо собрать. Кто правильно и быстро соберет все пословицы.

Карточки с пословицами:

1. На добрый привет… (добрый ответ).

2. Про доброе дело…(говори смело).

3. Жизнь дана… (на добрые дела).

4. Учись доброму…(дурное на ум не пойдет).

5. Спасибо – великое…(дело).

Дерево третье «Улыбка доброты».

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Дерево четвертое «Добрые сказки».

Сказка.

Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:

Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

Старшая дочь Алина сказала:

Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!

Вторая дочь Полина сказала:

А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!

А ты что включишь? - спросил король у младшей дочери.

Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.

Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.

Вопросы к сказке:

От чего король пришёл в ужас?

Что он решил сделать?

О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?

Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?

А какой вывод делаете вы?

Выступление ребят класса.

Игра с мячом.

Дети становятся кругом. Ребёнку предлагается кинуть мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления.

Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Ответы детей: Василиса Премудрая, Варвара-краса – длинная коса, Елена Прекрасная, Марья – искусница и другие.) А что, если повелителем добрых сил окажется злой человек? (Ответы детей.)

Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов.

Учитель показывает детям карточки с рисунками предметов: семян, иглы, книги, костра. Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью данных предметов.

Ученик читает стихотворение:

Доброта.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы порой не изучали,

Кем бы в жизни ни были потом. А. Дементьев

Дерево пятое «Копилка добрых поступков».

Учитель вызывает пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день, затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец».

Дома вы можете завести «тетрадь добрых поступков» и записывать их. А можете их рисовать. И не забудьте написать: «Я сделал это здорово. Молодец!» Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

Вредные советы

Учитель. Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Советы:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги, сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил – быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Учитель:

Молодцы! Вы успешно справились с ловушками.

Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (Ответы детей: у доброго.) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».

Дерево шестое «Дерево дружбы».

Выбирается несколько пар игроков. Одному представителю пары на плечи накидывается косынка. Звучит музыка. Пары, взявшись за руки, танцуют. Музыка обрывается. Игрок, у которого на плечах косынка, должен быстро снять ее с себя и накинуть на плечи своего напарника. Затем танец продолжается. После каждой паузы из игры выбывает пара, последней переодевшая платочек. В конце игры определяется пара-победительница.

А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей».

Знай мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши,

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей!

Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать- соединить труднее.

(высказывания детей)

Дерево седьмое «Добрые слова».

Учитель.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Учитель показывает детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: «грубый», «злой», «жадный», «грустный», «горе», «вражда», «обман», «жестокость». Задание детям – подобрать и записать на чистых лучиках солнца к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.

(Ответы детей: грубый – вежливый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый, горе – радость, вражда – дружба, обман – правда, жестокость – любовь.)

Итог.

Закрепление полученных знаний. Разгадывание кроссворда.

Сердце

Злоба

Любовь

Радость

Доброжелательность

Забота

дружба

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

Зашифрованное слово – ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Учитель.

Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.

Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им.

Добрый человек любит природу и бережет ее.

А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.

Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

Путешествие наше подошло к концу – бусинки нанизываем на одну нитку.

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Рефлексия.

Подведение итога.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

А теперь давайте закончим наш классный час песней «Дорога добра».

(Поем песню, взявшись за руки.)

Использованная литература:

1. Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе.2002. № 10 с.3-11.

2. Остер Г. Вредные советы. – М.:РОСМЭН, 1998.

3. Нуйкин А.А. Рассказы о высоких словах. – М.: Молодая гвардия, 1968.

4. Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готово //Воспитание школьника. 2005. № 3. С.27-29.


Классный час на тему ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

— И откуда, — спросишь ты,-

В доме столько доброты?

— Послушав это стихотворение, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о доброте.

— Ребята, а как вы понимаете значение слова добрый?

— А как вы считаете, можно ли заставить человека быть добрым?

— Конечно, нельзя. А вот научить человека доброте можно. И сегодня мы будем этому учиться. Дорога к добру нелегка. Первый шаг к доброте – это доброе слово или волшебное слово. Давайте вспомним эти слова вместе:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (извините, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

— Молодцы, вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще. Я могу сказать: Доброе слово лечит .

— Непросто быть вежливым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом родители, учителя и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идет речь:

Этот сказочный герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).

Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга Кая из ледяного плена (Герда).

Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них театр (Папа Карло).

— Чем же эти сказочные герои отличаются от других героев, например, от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Они творили добро, мешали злу).

А теперь послушайте новую сказку и подумайте, как она связана с темой сегодняшнего урока.

………..

Кто в этой сказке сделал доброе дело? Я могу сказать: Даром ни одно доброе дело не пропадет.

— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста.

Сейчас я попрошу вас составить из слов пословицу.

Доброе дело само себя хвалит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Как вы понимаете эти пословицы?

— К сожалению, на нашей земле встречается не только добро, но и зло.

Есть такая притча о Добре и Зле:

«Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло».

— Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей. Недаром говорят: «Доброе дело сто лет живет». Как вы, ребята, думаете, чего на земле больше: добра или зла? Давайте проверим: на одну чашу весов мы будем класть «зло»,на другую- «добро».

(Таблички с надписями: вежливость, сочувствие, щедрость, отзывчивость, скромность, эгоизм, грубость, равнодушие).

— Ребята, как вы считаете, можно соотнести понятия доброта и дружба?

— У каждого из вас есть друг. Расскажите, какими качествами обладает ваш друг.

Игра «Я тебя знаю».

Дети встают в круг и по цепочке называют качество соседа. Слово начинается с первой буквы имени соседа. (Например, Антон – аккуратный).

Теперь пришла пора познакомиться с законами дружбы .

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Не обманывай друга.

6. Умей признавать свои ошибки.

7.Умей помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

— Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу. Ведь не зря народная мудрость гласит «Друга нет – ищи, а нашел – береги».

— Заканчивая сегодняшний урок, мне хочется сказать вам, ребята, следующее: В каждом из вас живет маленькая частица доброты. Доброта – это волшебное лекарство, которое вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

1.Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

2.Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

— Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите следующие слова: «Я желаю тебе добра».

Звучит песня «Кота Леопольда».