Материальная сторона жизни священников. Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода

На телеканале КРТ в передаче “На сон грядущий” выступил протоиерей Андрей Ткачев с рассуждениями о заработке духовенства. По мнению священника, пастыри не должны зарабатывать на Церкви, а для пропитания должны иметь светскую специальность.

Со взглядом отца Андрея выразили несогласие некоторые супруги священников.

К сожалению, с библейской аргументацией уважаемого и любимого многими отца Андрея Ткачёва, цитирующего апостола Павла в вышеупомянутой передаче, решительно невозможно согласиться.

Действительно, апостол Павел неоднократно подчёркивал свою полную материальную независимость от общины, пока в ней жил, учил и проповедовал. Однако он с благодарностью принимал от этой же любые дары и пожертвования после своего ухода. Например, трудясь в Фессалониках, и подчёркивая свою независимость от пожертвований фессалоникийской общины, Павел в то же время с благодарностью принимает пожертвования христиан из Филипп, где он трудился несколько раньше: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15-17). Точно так, трудясь в Коринфе, и отказываясь принять помощь от коринфян, Павел принимает приношения от Македонских и других церквей: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор.11:8,9).

Причина такой политики Апостола ясна и вполне оправдана: пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом обличить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них, и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро (комментарий Баркли).

При этом не нужно забывать тот факт, что белое, т.е. женатое духовенство не может следовать примеру апостола Павла просто потому, что Павел не имел и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя.

Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/ разрушен/храма нет совсем – его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д.

Если священник в таких условиях будет “плести палатки”, чтобы прокормить семью, кто будет заниматься Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла?

Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», – говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», – пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10).

Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» – даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

Причина этого вполне ясна: священство – это не ремесло, а служение, подобное службе военного. Чтобы в нём совершенствоваться, человек в идеале не должен распыляться на заботу о пропитании. В первом официальном собрании законов Римской империи – Кодексе Феодосия – сказано: “Мы запрещаем людям, занятым на военной службе, заниматься гражданскими профессиями”. Говоря о священстве в контексте материального обеспечения священнослужителя, ап.Павел сравнивает его именно с военной службой: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Солдат – это только солдат, также и священник – это только священник, который должен сконцентрировать все свое время, все свои силы, и, что особенно немаловажно, все свои помыслы на служении. Если все офицеры большую часть времени начнут заниматься частным извозом или разгрузкой вагонов – армии конец. Если все священники большую часть времени начнут тратить на зарабатывание денег – конец Церкви.

Об этом же говорит и Устав Православной Церкви: об обязанности, а не добровольности, прихожан содержать своего священника. Хорошо, когда священнику удается совмещать свою пастырскую работу со светской, но практика показывает, что это далеко не всегда возможно без ущерба для священнического служения. Для того, чтобы приход жил, священник должен жить приходом, а не посторонней работой и мыслями о заработке на хлеб насущный, что нам и предлагает о.Андрей. «Нехорошо, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6:2). Именно поэтому, чтобы забота о его собственном столе не заменяла священнику заботы о проповеди Слова Божия, в некоторых поместных Православных Церквях, например, Кипрской, священнослужителям вообще не разрешаются никакие подработки на стороне.

Того же мнения придерживается и нынешний : приходской священник не должен быть «обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи», он не должен искать подработки на светских должностях, но должен полностью сконцентрироваться на своём служении (из доклада Патриарха на епархиальном собрании, Москва, декабрь 2009 г)

Вопрос о том, на какие средства должен жить священник и его семья гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело здесь в том, как мы на самом деле относимся к священнику и его служению. Считаем ли мы, что священство – это не более, чем хобби, которым достаточно заниматься пару раз в неделю в перерывах между основной работой (крановщиком, юристом или учителем), причём священник сам же должен это «хобби» оплачивать? Или же мы признаём, что священство – это самоотверженное служение, которое должно занимать все силы и время служителя? В той клятве, которую даёт любой священник перед рукоположением, есть такие слова, что отныне он полностью посвящает себя служению Алтарю и приходу.

Совершенно непонятно стремление о.Андрея превратить всех священников в светских работников, изредка исполняющих своё служение в нерабочее время. Ненормальна ситуация, когда священник вынужден пренебрегать своими обязанностями пастыря и искать другой способ поддержать материальное состояние своей семьи и своего храма. Такой человек просто будет не в состоянии часто служить, проповедовать, миссионерствовать, восстанавливать храмы, посещать школы, больницы, тюрьмы, ездить в отдаленные села и деревни, в которых нет собственных храмов, заниматься самообразованием, т.е. исполнять свои прямые священнические обязанности.

Почему получать деньги от служения – это “стяжательство”, а всю неделю, вместо заботы о храме и пастве, пахать на свой карман – это не стяжательство, не обворовывание собственных прихожан? Священник обязан работать и как можно меньше брать от прихожан?

Встает вопрос: а кто тогда обязан служить, если священник большую часть своего времени будет занят зарабатыванием денег для себя? Кто обязан в любой момент все бросить и поехать за несколько десятков километров напутствовать умирающего в глухом селе? Кто обязан в любое время по телефонному звонку, даже ночью окормить пасомого? Кто обязан искать спонсоров для строительства храма, а затем и строить сам храм, беря на себя функции администратора, прораба и завхоза в одном лице? Кто кроме священника обязан остановить самоубийцу, заниматься с молодежью, доказывать администрации, что жизнь района надо улучшать, и брать на себя конкретные шаги по улучшению? Нет, оказывается, 5 дней в неделю он должен быть крановщиком, и лишь иногда, в свободное от этой работы время ещё и священником. Двум господам работать…

Мы хотим, чтоб священник был “без страха и упрека”, умел катехизировать, вести полемику с иноверцами, посоветовать в жизненной ситуации, был молитвенником и эрудитом хотя бы в своей области. А для священника желательно наличие еще и светского образования. Тогда он должен заниматься только своим делом, как хирург, как учитель. Если мы говорим хирургу, чтоб он оперировал за бесплатно, а по ночам подъезды мыл, то сами будем виноваты, когда попадем на операцию к человеку, засыпающему в оперблоке и потерявшему квалификацию.

Пример, который привел отец Андрей в конце беседы, вообще не следовало бы озвучивать зрителям, тем более в положительном ключе. Ситуация священника, бросившего нищий приход и семью, ради работы на стройке в столице – это позор и развал нашей Церкви, который нам предлагается поддержать! Это должно стать болью каждого православного: и мирянина, и священника, и архипастыря. Если к настоятелю большого прихода приходит его бедствующий собрат, то предложить ему работу на кране – это не помощь, но следующий шаг, подталкивающий священника ещё дальше в мiр, отдаляющий его ещё больше от паствы и Престола.

Бедному батюшке можно было бы помочь по-другому. Можно на своем приходе организовывать регулярный целевой сбор средств для бедствующего прихода. Можно заглянуть в свою ризницу – а вдруг там есть комплект облачения, который может еще быть использован по назначению, а не пылиться в ненужности и забвении в закромах. Так же можно поступить и с книгами, и с церковной утварью. В любом случае помощь и внимание дадут силы бедному священнику, поддержку и ощущение того, что он не брошен, что он не один, ведь идет под руку с бедностью.

Стоит упомянуть и еще один момент: строительные специальности имеют повышенный риск травматизма. Сможет ли продолжать служение священник, в случае, если, не дай Бог, с ним произойдет несчастный случай?

Если верить Руссо, французская королева Мария–Антуанетта, будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!». Один из Российских губернаторов, комментируя журналистам ситуацию с пробками на Ленинградском шоссе, предложил автолюбителям пересаживаться на вертолеты: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин». Не менее легкомысленным выглядит призыв столичного настоятеля отказываться от священнических зарплат и искать средства для жизни подработками на стороне.

Неужели жизнь отца Андрея совершенно оторвана от той реальности, в которой живёт абсолютное большинство его собратьев-священников? Многие рядовые священники имеют максимум 1-2 выходных в неделю, служат годами без отпусков и при этом вынуждены содержать семьи, часто многодетные, на весьма скромную священническую зарплату. Как в таких условиях возможно содержать семью на какие-то иные доходы? Какому работодателю нужен такой работник, у которого постоянно то службы среди недели, то отпевания, то венчания, то Крещения?

Слова отца Андрея вызвали недоумение и несогласие среди жен православных священнослужителей: среди тех женщин, которые изо дня в день видят все тяготы священнического служения и являются зачастую первыми помощницами своих мужей. Эта статья, собственно, и родилась в результате дискуссии между Православной Церкви.

16 января на официальном сайте Русской Православной Церкви был опубликован для общественного обсуждения проект документа Межсоборного присутствия: «Профессии, совместимые и несовместимые со священством».

Этот документ указывает на назревшую проблему. Он говорит о том, что в современных реалиях клирики зачастую просто вынуждены совмещать священнослужение с работой по светской специальности (например в диаспоре или в сёлах), так как небольшое количество прихожан просто не позволяет им содержать свою семью на средства прихода. Однако, подобное совмещение признаётся в тексте проекта, так сказать, «неизбежным злом».

Документ указывает на то, что в идеале клирики должны «питаться от благовествования», то есть с пожертвований, делаемых прихожанами за их пастырскую и богослужебную деятельность.

При этом, текст новеллы предлагает ограничить перечень профессий, которыми можно заниматься клирикам, исключив из него все специальности, которые можно посчитать аморальными, все профессии, связанные с ношением и использованием оружия, бизнесом, госслужбой и деятельностью суда (в т.ч. и адвокатскую практику), а также правоохранительных органов. А кроме того, воспретить клиру любую медицинскую деятельность, профессиональные занятия спортом, танцами, пением и актёрством.

Таким образом, документ вольно или невольно касается целого ряда сложных вопросов церковной жизни, как то:

  • Какой пример подают нам в плане совмещения профессиональной и духовной жизни Господь, апостолы и святые?
  • Допустимо ли священнослужителю вообще иметь какую-либо внецерковную специальность и в каких случаях она может понадобиться?
  • Что делать, если работа по специальности приносит пользу Церкви, людям и развитию личности самого клирика?
  • Как организовать деятельность приходов таким образом, чтобы священникам (в диаспоре или сёлах с малым количеством прихожан) не приходилось отвлекаться на сторонние заработки?
  • Какие специальности действительно являются канонически и морально возбранными для священнослужителя, а какие на самом деле не имеют оснований для запрета?

Поскольку проект документа предполагает и прямо призывает Церковь к обсуждению данного текста, постараемся ответить на поставленные им вопросы или хотя бы дать его авторам и нашим читателям новую пищу для размышлений.

Господь, апостолы и святые — слова и жизненный пример

Прежде всего рассмотрим пример жизни и учение Главы нашей Церкви — Господа Иисуса Христа, а также его апостолов и святых, в жизни и словах которых мы всегда находим твёрдое основание для устроения нашей жизни.

Сам Господь имел специальность плотника и, до выхода на общественное служение, помогал в работе своему наречённому отцу святому Иосифу Обручнику. Также и после выхода на общественное служение Спаситель не только проповедовал, но и занимался исцелением множества страждущих от болезней. Конечно, Его целительство имело больше общего с чудотворением, чем с медициной, но тоже может быть квалифицировано, как профессия. При этом Господь, исцеляя болящих, не только помогал их телам, но и располагал их души к принятию Своего учения, то есть Его действия имели и сильный миссионерский эффект.

Апостол Павел, как об этом справедливо упоминает обсуждаемый документ, пояснял верующих, что священники справедливо могут претендовать на содержание общиной: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14). Однако сам он никогда не жил на пожертвования, предпочитая заниматься плетением палаток и честный труд совсем не помешал ему просветить половину Римской империи.

Другие апостолы в своих путешествиях также часто занимались трудом. Многие из них, по примеру Господа, исцеляли больных, а автор одного из Евангелий апостол Лука даже был профессиональным врачом.

Среди святых молитвенное делание и священнослужение сплошь и рядом сочеталось с физическими или умственными трудами. Самые суровые аскеты, читая молитвы, тут же плели на продажу корзины, ковры и верёвки. Многие священнослужители были писателями или поэтами. В первые века несколько святых, написавших апологии христианству, занимались адвокатской деятельностью. Также многие святые были учителями и строителями. Некоторые из них совмещали свои профессии со священнослужением и вполне успешно.

Особое же место среди профессий святых занимает целительство и медицина. Святитель Лука Крымский был практикующим хирургом и преподавателем, а вообще в области здравоохранения и социальной помощи трудилось огромное количество святых. Это и бессребренники и преподобные и даже святители.

Кроме того, слова Господа также увязывают миссию апостолов в мире по крайней мере с целительством: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное: больных исцеляйте, прокажённых очищайте» (Мф. 10:7-8).

Таким образом, можно говорить о том, что святые подавали нам пример совмещения священнослужения и не мешающих ему полезных занятий.

Может ли священник иметь профессию и где она может ему понадобиться

В современных реалиях, скорее всего не только может, но и должен и тому можно привести несколько аргументов.

Во-первых, профессия — это всегда определённый образовательный уровень и жизненный опыт, который может послужить укреплению авторитета священнослужителя среди своей паствы.

Во-вторых, священник может иметь очень маленький приход в сельской местности или/и большую семью, быть отправленным в храм за рубежом, где община также очень мала, быть по тем или иным причинам запрещён в священнослужении, получить несовместимую со священнослужением травму (пальцы рук, глаза и т.п.) и попасть в иные обстоятельства, когда ему придётся найти альтернативный источник средств к существованию и профессия может сильно ему в этом помочь.

В-третьих, сегодня на священников часто возлагается множество обязанностей и послушаний, которые требуют определённой профессиональной подготовки. В этой связи любой профессиональный навык может оказаться нелишним. Например, строительный — при возведении храма, юридический — при регистрации прихода, журналистский — в издательском деле, врачебный — в организации службы социальной помощи, педагогический — в работе воскресной школы.

В-четвёртых, профессия преподавателя, врача или, скажем, писателя имеет большой вес в обществе и может помочь священнику в проповеди Слова Божия.

Польза Церкви, ближним и собственной душе

Случается и так, что человек просто не может не реализовывать данные ему Богом таланты. Они буквально рвутся из него наружу. Так случилось, например, с преподобным Иоанном Дамаскиным, которому духовник некоторое время для смирения запрещал писать поэмы и духовные гимны, пока не был самой Божьей Матерью вразумлён к тому, что препятствовать святому Иоанну не стоит и тот делает богоугодное дело.

Или более близкий к нам пример уже упомянутого святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который был не только архиереем, но и подлинным мастером хирургии, спас тысячи жизней, написал множество научных трудов и привёл ко Христу десятки тысяч коллег и своих пациентов.

Или ныне здравствующий иеромонах Фотий (Мочалов), победивший в проекте «Голос», поющий для людей трогательные русские романсы, перемежая их с духовными песнопениями, и самим своим присутствием на эстраде многих подвигнувший к тому, чтобы задуматься о месте Бога в своей жизни и о том, что современное эстрадное творчество может быть приличным и красивым.

Неужели человеку нужно «подрезать крылья» и запрещать заниматься каким-то интересным профессиональным делом, если это помогает ему раскрыться полнее и, возможно, даже придаёт дополнительные силы к его основной деятельности в церковном клире? Если его деятельность дополнительно служит во мнении общества доброй славе Церкви? Если благодаря ей многие люди получают помощь и поддержку? Вряд ли это будет правильным решением.

Можно ли помочь священникам не отвлекаться на светскую работу?

В первом веке, когда у апостолов появилась необходимость разгрузить себя от мирских попечений и сосредоточиться на проповеди Евангелия, Церковью был основан институт диаконства. Диаконы были призваны «пещись о столах», то есть заниматься хозяйственно-административными обязанностями в общинах. Таким образом Церковь преобразовалась для того, чтобы успешно осуществлять свою главную функцию — спасение человеческих душ. Возможно настало время для новой реформы?

Имеется в виду не изобретение очередного духовного сана, а предложение гораздо менее радикальное, которое уже высказывал митрополит Иларион (Алфеев) — перестроить зарубежные приходы по образцу греческих «церковных кварталов». В таком квартале рядом строятся четыре здания — храм, трапезная (дом священника), воскресная школа и доходный дом. Помещения последнего имеют отдельный выход в противоположную от храма сторону и сдаются в аренду уличным кафе, мастерским и магазинам. А на деньги, полученные за эту аренду содержится храм, воскресная школа и семья священника. Примерно так можно решить проблему храмов в диаспоре.

С сельскими храмами всё несколько сложнее, но и для них можно что-то придумать, например, перераспределить в их пользу доход больших городских соборов или выделять сельским батюшкам единовременную епархиальную субсидию в виде недорогой машины, коровы и нескольких десятков куриц, чтобы они могли кормиться со своего хозяйства.

Специальности, которыми может и которыми не может заниматься священник

Представленный в проекте обсуждаемого документа список профессий-исключений можно разделить на три категории: безусловно правильные ограничения, ограничения, правильные с оговорками и совсем неверные.

К безусловно правильным ограничениям следует отнести канонически запрещённые профессии — те, что связаны с ношением и применением оружия, ведением бизнеса, ростовщичеством, судейством и дознанием, а также ряд аморальных профессий, расписывать которые подробно не будем.

К тем, что могут быть ограничены с оговорками — госслужбу, профессиональные занятия спортом, выступления на эстраде, в театре или кино, а также адвокатскую практику. Разве не может священник представлять в суде интересы обижаемого гражданина? Разве не вправе он, как настоящий пастырь, вступиться за него, если может? Чему могут помешать спортивные достижения отцов? Здесь всё настолько ситуационно, что лучше бы оставить разрешение для клириков на такие профессии на усмотрение священноначалия, дающего персональное благословение в каждом конкретном случае.

Наконец, то что смущает больше всего — это запрет для священнослужителей заниматься любой медицинской деятельностью. Он явно не особенно продуман.

Во-первых, пример святых и Господа, а также Его слова свидетельствуют о том, что врачевание — это почётное, допустимое и даже желательное служение для священников.

Во-вторых, к тому нет канонических запретов. В Номоканоне, на который ссылаются авторы документа, приведённое ими правило о полной недопустимости кровопролития находится не в том месте и звучит совсем не так. На самом деле там написано следующее: «Пресвитер, монах врачуяй, или жилу секий, да есть празден священнодейства дний 7», то есть после операции, неделю пусть не совершает священнодействий.

Опасность же невольного убийства, действительно служащая поводом для извержения из сана, для хирурга ничуть не больше, чем скажем для водителя, строителя, повара, электрика и любых других профессий, которыми мог бы заниматься священник. Кроме того, в строгом смысле даже смерть больного на операционном столе почти никогда не означает врачебной ошибки хирурга. Хирурги работают бригадами, где каждый отвечает за свой маленький участок работы, а пациент к ним, как правило, поступает с тяжёлыми повреждениями или заболеваниями, которые сами по себе способны привести к его смерти.

В-третьих, непонятно, почему священнику должно быть запрещено заниматься врачебной практикой в широком смысле. Ведь кроме хирургов бывают ещё и врачи-стоматологи, клинические психологи, отоларингологи и офтальмологи, лаборанты-фельдшеры, фтизиатры, педиатры, рентгенологи, медбратья и другие медицинские работники, работа которых практически никогда не может привести к смерти больного, а также ветеринары, которые в принципе не работают с людьми.

В-четвёртых, как уже отмечалось выше, врачебная деятельность направлена на активное выражение веры действием, на помощь ближнему и может послужить ещё и к обращению пациентов врача-священника к Богу.

В-пятых, в Церкви уже очень много врачей-священников, что делать с ними? Да и историческая практика свидетельствует в пользу такого совмещения не только в лице святителя Луки Крымского, но и на примере врачевателей при больших монастырях и семинариях.

Более развёрнутые аргументы в защиту врачей-священников можно почерпнуть из статьи «Болящыя изцеляйте» священника Михаила Капчица, опубликованной на портале Богослов.ру, который также считает что этот пункт из списка нужно изъять.

Борьба с причинами вместо борьбы со следствиями

Само по себе появление подобного документа симптоматично и свидетельствует о том, что многие священники сегодня вынуждены совмещать свои обязанности в клире с профессиональными.

И в этой связи, создание приемлемых условий для служения священников в сельской местности и в диаспоре предстаёт гораздо более важным, чем создание списка профессий, совместимых или не совместимых со священнослужением.

Возможно всё-таки настало время перераспределить церковные расходы в пользу устроения жизни священников, диаконов и церковнослужителей — пономарей, певчих и других храмовых работников. Чтобы в наших храмах наконец стали появляться крепкие общины, а священники действительно освободились от мирских забот и совмещения профессий ради двух своих основных функций — принесения бескровной евхаристической жертвы и пастырского душепопечения.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Славянский народ считается одним из самых набожных и почитающих духовную силу. Даже сегодня, в мире инновационных технологий и совершенствующихся технологий, особое место в жизни практически каждого человека занимает церковь.

Люди ищут успокоения, гармонии и спокойствия внутри священных стен, а достичь потерянного умиротворения помогают священнослужители. Они несут в себе бремя человека, способного выслушать, понять и отпустить грехи людей, которые пришли покаяться.

Отдельную роль в жизни церкви играют священники. Именно они проводят большую часть священных обрядов (крещение, причащение, венчание и т.д.). В Библии написано, что работа священника должна быть безвозмездной и исполняться по зову сердца.

Но в современном мире ситуация складывается немного иначе. Официальной ставки у работников церкви нет, они получают жалование только от спонсорской помощи, милостыни прихожан и продаже церковного инвентаря (иконы, свечи, прошения). Так сколько же зарабатывает священник? Для ответа на заданный вопрос необходимо более конкретно рассмотреть специфику работы работников церкви и диапазон деятельности.

Обучение по профессии

Для того, чтобы стать священником нужно окончить высшее учебное учреждение, которое специализируется на обучении будущих священнослужителей. Это может быть, например, духовная семинария, духовная академия или православный университет.

Срок обучения по данному направлению составляет пять лет, где студентами изучаются богословие, основы веры, история Библии, сектоведение, педагогика пастыря и др.

Психология является основным и главенствующим предметом изучения для будущих священников. По окончанию обучения выпускники должны пройти практическую службу в одной из церквей, где им будет приставлен наставник-священник. Именно слово наставника будет решающим при аттестации выпускника и присвоении ему статуса священника.

Работа и обязанности священника

Чтобы стать хорошим служителем церкви мало знать основы Библии и различных священных трудов, необходимо быть:

  • доброжелательным;
  • отзывчивым;
  • открытым к людям;
  • добросердечным;
  • честным;
  • порядочным;
  • принципиальным;

Хороший священник должен уметь поддержать человека в трудную минуту, проникнуться в его проблему и посоветовать решение, соблюдая все правила традиций церкви.

Деятельность священника обширна и многогранна. В круг его обязанностей входит проведение шести таинственных обрядов:

  • венчание;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • крещение;
  • исповедь;
  • соборование.

Так же священник занимается проведением богослужений, где молится за мир. В момент службы церковный служитель может делиться с прихожанами благословение пастыря и просвещать в истине христианской веры.

Рабочий день священнослужителя является полным и, в большинстве случаев, ненормированным. Иногда время пребывания в стенах церкви может составлять 14 часов и более.

К людям, которые хотят посвятить жизнь в служении Богу, предъявляются определенные требования. Чтобы стать священником необходимо:

достигнуть возраста 30 лет;

  • веровать;
  • быть женатым только единожды;
  • быть постоянным прихожанином церкви;
  • быть рекомендованным от действующего священника;
  • получить высшее духовное образование;
  • знать основные духовные священные писания, творения и деяния;
  • знать церковнославянский язык;
  • постоянно следить за опрятностью своего внешнего вида.

Но существует несколько категорий граждан, которые не могут стать священниками, даже если будут иметь большое желание. К таким относятся:

  • женщины;
  • некрещенные люди;
  • грешники;
  • молодые люди до 30 лет;
  • слепые и глухонемые люди;
  • верующие, перешедшие из другой религии;
  • люди, имеющие несколько браков;
  • люди, состоящие в браке с нехристианкой или женщиной-атеисткой;
  • военнослужащие;
  • люди, работающие в публичной сфере (актеры, музыканты и т.д.).

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Представители церкви имеют стандартный отпуск в 28 календарных дней, и не имеют такого понятия, как «пенсия». Хотя для мужчин она составляет 65 лет. Священники могут работать до глубокой старости. Главной причиной ухода из деятельности священника могут стать проблемы со здоровьем.

Заработная плата

Издревле служители церкви зарабатывали себе на жизнь за счет пожертвований местных жителей, а также продуктов питания и одежды. Чуть позже главная церковь разрешила устанавливать фиксированные цены на определенные услуги, которые выполняются священниками.

Подобная система дохода внутри церкви сохраняется по сегодняшний день. Но современные священнослужители работают официально, соблюдая все формальности трудового кодекса.

Они имеют трудовую книжку, где прописана их должность, пенсионное страховое свидетельство и медицинскую страховку, которыми могут воспользоваться в любое время.

Фиксированного оклада у священников нет. Основной заработок складывается от денег, которые были получены храмом, где работает священнослужитель. Церковь зарабатывает на продаже книг, свечей, от проведения различных обрядов, поминовений, а также пожертвований при проведении службы.

Вся сумма дохода находится в руках настоятеля храма, который осуществляет расчет по коммунальным платежам и выплате заработной платы всем сотрудникам, а также делает обязательный взнос в епархию (фиксировано 20% от полученного дохода).

Зарплата священника устанавливается настоятелем церкви посредством личной беседы со служителем, и зависит от его стажа и опыта внутри священных стен, а также личностных качеств.

В городах и регионах России

Средняя заработная плата у священников по Российской Федерации равна 57 тысяч рублей, но варьирует от большего к меньшему значению в зависимости от региона.

  • В Москве заработок священника составляет 60 тысяч рублей в месяц.
  • В Санкт-Петербурге месячный доход служителя церкви равняется 50 тысяч рублей.
  • Самой высокооплачиваемым регионом является Приморский край . Там заработок священнослужителя составляет около 100 тысяч рублей за проработанный месяц.

В западных странах

В странах бывшего Советского Союза заработок священников является примерно равным заработку коллег из России.

На Украине средняя зарплата священника равна 14800 гривен (около 32 тысяч рублей). Максимум дохода был зафиксирован у представителей церкви из Киева – 200 тысяч гривен (около 433 тысяч рублей).

Такие огромные суммы обычно получают священники, которые «нечисты» на руку и не скупятся брать взятки. В России также встречаются недобропорядочные служители церкви, но существует оргкомитет, который старается тщательно отслеживать природу дохода того или иного священника.

В Белоруссии заработок священника в среднем составляет 805 белорусских рублей (примерно 24 тысячи рублей), что на порядок ниже российской зарплаты.

  • За рубежом заработок священнослужителей нельзя назвать высоким и прибыльным. Там вся сумма дохода составляется из отчислений из фонда церкви, который также выплачивает пенсии священникам (в среднем 1100 евро). Например, в Италии и Испании средняя месячная плата составляет 700-800 евро.
  • В Чехии зарплата представителя церкви равно 600 евро за месяц.
  • Во Франции заработок священника составляет 950 евро, при государственном минимуме зарплаты в 1100 евро. Но для них государство выделяет бесплатное жилье. Представители других верований получают пенсию в размере 900 евро.
  • В Бельгии начинающий священник может рассчитывать на месячный доход в размере 1800—2000 евро, а священник с многолетним стажем зарабатывает от 6 тысяч евро.

В заключении следует сказать, что заработок священнослужителей зависит от многих факторов и отличается нестабильностью. Сегодня церковь получила крупное пожертвование, а завтра ничего нет. Поэтому назвать конкретные цифры дохода священнослужителей крайне трудно.

Количество записей: 75

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что значит "работать во славу Божью", и как это на практике? Я работаю инженером. Интуитивно я догадываюсь, как, но хотелось бы услышать наставление священника. Как НЕ НАДО, более-менее понятно, а вот как НАДО? Что ставить во главу угла? Храни Вас Господь!

Алексей

Здравствуйте, Алексей. Очень много есть интерпретаций этих слов. Основной принцип назван в Евангелии: «Ищите прежде Царства Божия и правды его», а потом уже работайте и приложатся Вам плоды трудов Ваших. Во всей нашей деятельности должны осуществляться Заповеди Божии, тогда и все, что мы делаем, будет во славу Божию. «Без меня не можете творить ничего доброго» (Ин.15.5). Поэтому, когда делаем что-то, просим благословения на труды, благодарим Бога за помощь, вразумление и наставление. Не вещественный результат важен, а то настроение, в которое мы приходим, когда исполняем свою самую обычную работу, как послушание. Хорошо сделал дело - не тщеславься, «мы рабы, ни на что не годные, делаем только то, что обязаны», все наши умения от Господа – руки, ноги, ум, все от Господа. Значит, все полезное, что мы способны сделать, нашими руками сделал Бог. Не будем употреблять свои руки, ум и чувства, инструменты Славы Божией, на грех, а только на осуществление Заповедей Христовых. Вот это и будет «во славу Божию».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, имеет ли право служитель церкви работать на другой, дополнительной работе, помимо служения, разрешено ли это церковными законами или нет? Спасибо.

Дмитрий

Здравствуйте, Димитрий. Священнослужитель, состоящий в клире Русской Православной Церкви, получает содержание от своего прихода, если он приходской священник, или от епархии, если несет епархиальные послушания. В случае недостаточности содержания, а нередко такое бывает в малых приходах, священнослужитель может работать на светской работе, если это не наносит ущерба его прямым обязанностям. Разумеется, это не может быть такая деятельность, которая связана с нарушением Заповедей Божиих или прямо запрещена канонами Церкви. В частности, священнику запрещено участвовать в выборах и работать в любых властных структурах. А, например, учителем, врачом, санитаром, электриком… можно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос по профессиональной части. Учусь на экономиста, но в последнее время у меня сомнения по поводу того, что эта профессия в корне имеет направленность на материальное, результатом труда являются сэкономленные материальные ценности, а такие структуры, как, например, банки, наживаются на людях процентами по кредитам, что в корне против того, что нам завещает Всевышний, и те же биржи, инвестирование в акции... Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь ставиться к этому вопросу, подходящая ли для христианина профессия экономиста, и что нужно знать о ценности ее для человечества, ибо если не буду приносить своим трудом пользы, а еще хуже, если будет вред, то не вижу смысла и мотивации в такой деятельности. Спасибо!

Виктор

Экономическая составляющая есть не только у банковского или биржевого дела. Своя экономика есть у любого производства – продуктов, одежды, даже икон и богослужебного облачения. Так что эта специальность имеет очень широкое применение. Например, можно быть экономистом в благотворительном фонде и заниматься перераспределением денег от благотворителей к нуждающимся людям. Так что почти любая профессия может быть полезной, если найти правильную точку приложения усилий.

диакон Илья Кокин

Батюшка, благословите! Заканчиваю школу, надо определиться с профессией. Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь смотрит на такую профессию, как инспектор по делам несовершеннолетних? Ведь, по сути, они разлучают детей с родителями, но, с другой стороны, это делается во благо детей. Каково Ваше личное мнение в данном вопросе? Можно ли православному человеку работать инспектором ПДН?

Ксения

Ксения, Вы, разумеется, можете стать инспектором ПДН. Я даже не знал, что сейчас их стали готовить специально. Раньше брали просто людей с юридическим или педагогическим образованием. Это говорит о том, что наступило время ювенальной юстиции. Не стоит этого бояться как проказы. Сама идея хорошая. Первые ювенальные суды для несовершеннолетних были еще в царской России. Представление о том, что Вам предстоит только отбирать детей у родителей, неверное. Главная идея состоит в том, чтобы взять под контроль юношескую преступность, безответственность родителей и защитить детей от насилия в семье. Поверьте, тут нет дыма без огня. А чтобы не было перегибов, должны быть верующие инспекторы ПДН. С Богом!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Хотим с супругой открыть свое дело и покупаем действующий магазин одежды секонд-хэнд. Будем закупать одежду большими партиями на оптовых базах для продажи в розницу в нашем магазине. Высоко цены завышать не будем, но для получения прибыли все-таки придется продавать одежду дороже, чем при закупке на этих базах. Считается ли грехом такой вид бизнеса?

Алексей

Да почти весь торговый бизнес построен на этом принципе – покупаешь дешевле, продаешь дороже. Не надо задирать цены, а так все нормально, и дело нужное.

диакон Илья Кокин

Добрый день! Я работаю с юности на одной и той же работе. У меня довольно высокая должность и зарплата. Но мне кажется, что я не приношу реальной пользы ни делу, ни людям. Если бы начать все сначала, я бы получила медицинское образование, чтобы помогать несчастным больным. Недавно я лежала в больнице, и с большой радостью помогала стареньким и тяжко больным. Как бы мне хотелось это делать всегда! Но как бросить работу, которая тягостна для меня, но помогает содержать семью? Или же надо смиренно работать на том месте, куда меня определил Бог?

Мария

Здравствуйте, Мария! Для того чтобы помогать больным и обездоленным, не обязательно уходить с работы. Узнайте, есть ли в Вашем городе православное сестричество, в котором с радостью примут Вашу помощь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Муж рассказал, что человек, который работал до него в кабинете, приглашал батюшку освящать кабинет, а позднее позвал колдунью. Она что-то делала в кабинете, повесила на стену пучок с какой-то травой и перцем и убрала крестики со стен, которые оставил батюшка. Человек тот, чей был кабинет, уехал. Нужно ли опять освятить кабинет? Влияет ли присутствие колдуньи в том кабинете на бизнес мужа сейчас? По стенам развешаны иконы, оставшиеся после того человека. Нужно ли их собрать в одном месте в кабинете? Спасибо за ответ.

Юлия

Юлия, освящать жилище нужно обязательно. Тем более - после колдуньи. Колдуны – это слуга дьявола. Вряд ли она могла как-то повлиять на бизнес. Однако на успех в делах и освящение не повлияет, если человек сам живет во грехах, не ходит в церковь, не причащается. Это ведь не какой-то магический ритуал. Освящение совершается для нашей души, а не для денег.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть. Дело в том, что у меня на работе есть напарник, который частенько уходит с работы или задерживается до работы, а может вообще не выйти. И просит меня прикрыть его, якобы он на работе, если будут спрашивать, чтобы я подтвердил его присутствие, ну, якобы он отошел с рабочего места куда-нибудь. Хотя он с нашим руководителем вроде договаривается и он его прикрывает перед отделом кадров. Я тоже несколько раз врал, что он на работе, когда он отсутствовал. Так как я человек верующий, мне очень неприятно это вранье, особенно в глаза человеку. А отказать ему не решаюсь, боясь испортить отношения, так как скорее всего он не поймет. И он намного опытнее меня в работе, дольше работает, чем я, то бишь, если я вдруг ему не буду помогать в этой его махинации, то, как мне кажется, он мне тоже не будет помогать по работе. Вот я и не знаю как быть, с одной стороны, обман грех, с другой, испортить отношения тоже нехорошо. Подскажите, как быть?

Виталий

Здравствуйте, Виталий! Бывают непредвиденные ситуации, когда человеку действительно нужно помочь. На этом взаимопонимании и строятся добрые взаимоотношения между людьми. Но, насколько я понял, Ваш напарник прогуливает работу систематически, и «прикрывая» его Вы потворствуете его безответственности. Если это так, поговорите со своим напарником. Объясните ему, что в силу Ваших христианских убеждений Вы не можете постоянно обманывать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен житейский совет. Меня перестала устраивать работа, мне не хочется туда вообще ходить. Но проблема в том что на работу устраивали родители, и заплатили большие деньги, чтобы меня устроить. В наше время очень тяжело найти работу, но я, получается, каждый день себя насилую. Подскажите, как правильно поступить?

Елена

Елена, Вы сами говорите, что работу найти очень непросто. Нам в жизни много чего не нравится, однако приходиться смиряться. На что Вы жить будете? Конечно, Вы в праве поменять работу, и в этом не будет греха. Но я бы Вам посоветовал потерпеть и подождать с увольнением. Тем самым Вы будете отсекать свою волю и будете приносить большую пользу своей душе. Вы научитесь смиряться с обстоятельствами, что очень важно для нас. С таким опытом Вам в дальнейшем будет легче жить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки! Помогите советом! Мне 26 лет. Работаю в фирме. Начальница - деспотичная женщина 47 лет. Может накричать на человека, невзирая на чины и звания, оскорбить, нахамить, не сдерживает собственной злобы. В этом плане я не обделен ее вниманием. Как реагировать? С детства привык молчать и не отвечать. Но потом это ее поведение выбивает из колеи все равно, и некоторое время ходишь подавленный. Вообще, обидчивость - это признак наличия в душе страстей? Ежели так, то как правильно переносить подобное поведение в свой адрес, и как извлекать из этого духовную пользу? Вообще, нужно ли отвечать на хамство и проч., если это касается только меня (если кого-то, то я обычно встреваю за человека)? Я, с одной стороны – не отвечаю, а с другой, затаиваю злобу на человека. А люди дальше больше распоясываются… Может, лучше поставить на место? В целом я чувствую, что не так живу. И мое отношение к людям не соответствует тому, что написано в Евангелии. Ведь Христос прощал всех. И сказано: "Любите врагов ваших". Стало быть, у меня даже на сердце не должно быть тени обиды на любого человека, что бы он мне ни сделал. Я причащаюсь. Чувствую колоссальную помощь Божию, подаваемую в Таинствах, но, вместе с тем, чувствую, что и живу, и мыслю не сообразно тому, как хочет Бог. И нужно кардинально менять свое устроение. Потому что вижу колоссальную пропасть между мной и Богом. Простите за сумбур. Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, Вы должны понимать следующее: молчание в ответ на оскорбление считается добродетелью смирения в том случае, если Вы молчите исключительно из религиозных соображений, а не «страха ради иудейска» - молчите, например, потому что боитесь потерять работу. Я не думаю, что хамство надо терпеть всегда. Можно раз простить, другой раз сдержаться, но позволять начальникам превращаться в мелкопоместных барчуков (барынь) нельзя. Свое достоинство тоже надо беречь: «не становитесь рабами человеков».

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! Я уже 5 лет работаю юристом в одной компании, в общем, меня все здесь устраивает, кроме размера зарплаты и, в меньшей мере - возможности дальнейшего профессионального развития. Не скажу, что зарабатываю мало, но этого недостаточно для приобретения (даже в кредит) своего жилья. Мы с женой живем на съемной квартире и хотели бы уже иметь свою, да и детей хотелось бы заводить уже в своем жилье. Скажите, считается ли грехом намерение, ну и, соответственно, сама смена работы с целью большего заработка? Грешно ли само по себе стремление к профессиональному развитию, когда ты понимаешь, что "перерос" свою должность и готов к выполнению более сложных задач? Не желаю, как сказано в Евангельской притче, закапывать свои таланты в землю. Заранее благодарю за ответы.

Игорь

Здравствуйте, Игорь! Совершенствоваться в своей специальности, искать возможность реализовать себя, зарабатывать средства, чтобы прокормить семью – не грех. Важно, ради чего Вы это делаете. Грехом будет, если богатство станет для Вас идолом и Вы посвятите всю свою жизнь зарабатыванию денег ради денег. Всякое дело надо начинать с благословения Божия. Сходите в храм, закажите молебен «на всякое доброе дело», помолитесь, возьмите у батюшки благословение и тогда начинайте с Божьей помощью искать работу. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Меня зовут Полина, мне 19 лет. У меня более чем бытовая проблема. Я не могу найти работу. Отчаяние стало моим ежедневным спутником и убеждение в том, что я выбрала не ту профессию, становится все более очевидным. У меня гуманитарный склад ума и я люблю все, что связано со словом. Когда-то я не выбрала профессию из данной сферы, так как была убеждена в том, что обречена на провал. Я могла бы стать историком, журналистом или писателем. Я связала себя с торговлей и поняла, что продавать я не умею и не хочу. Это не в моей натуре. Теперь я не могу найти работу, точнее, работа есть, но там нужно уметь "впаривать", что я никогда не буду делать. Я запуталась, и теперь не знаю, что мне делать. Быть может, Вы укрепите меня и поможете найти правильное решение? Спасибо.

Полина

Здравствуйте, Полина. Вам надо учиться дальше и не опускать руки. А пока поработать и в торговле, но честно. В этой области деятельности важно не то, что Вы делаете, а то как Вы это делаете. Исполняйте свои обязанности как послушание Господу, и благодарность людей будет Вам отрадой. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,можно ли православному работать в стрелковом клубе (оператором-регистратором),где разные люди тренируются в стрельбе и получают разрешения на оружие? Спасибо большое!

Екатерина

Екатерина, в вашем вопросе я вижу скрытый подтекст: владение оружием грех или то, что в клуб приходят «разные» люди (читай – бандиты)? Может быть, что я и ошибаюсь, но мне кажется, что кримннальным элементам сейчас довольно сложно тренироваться в стрельбе в легальном заведении. Если речь идет об обычных людях, то греха в этом нет никакого: Церковь всегда благословляла защищать Родину и закон. Увы, иногда для этого надо брать в руки оружие. Даже если человек приобрел оружие для самозащиты, сделал это законно, то и в этом греха нет. Огнестрельное оружие дает в наше непростое время даже женщине шанс защитить себя и детей при неравных силах с преступниками. Надеюсь, я правильно понял Ваши сомнения?

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! У меня стабильная работа, но все чаще и чаще возникает мысль уволиться и заняться предпринимательством. Подскажите какую молитву читать о новом начинании?

Олеся

Дорогая Олеся! В таких случаях я советую читать прежде молитву Господню – «Отче наш». Там для Вас есть все нужные прошения – о «хлебе насущном» и «да будет воля Твоя». Хлеб, разумеется, не только материальные блага, но и категория духовная – Евхаристия (Тело Христово), Его учение (Слово Божие). «Ищите прежде Царства Небесного, остальное все приложится вам». Самое главное Вам надо понять: не является ли эта мысль искушением, которая все разрушит в Вашей жизни. Подумайте, посоветуйтесь с опытными людьми о вашем плане. Не спешите!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, Батюшка. Скажите, пожалуйста, как освятить маленький магазин, если там только ночные работы (отгрузка, ввоз товара и другие работы), днем только торговля?

Ксения

Ксения, я думаю, можно как-то договориться со священником, он войдет в положение. Препятствие к освящению магазина, не Вашего конкретно, конечно, так как я о нем ничего не знаю, а в принципе, я вижу в другом – в присутствии на прилавках вещей, откровенно греховных: табачных изделиий, контрацептивов и всего того, что никак не может быть оправдано с точки зрения православного благочестия. Если в Вашем магазине это есть, я бы постеснялся задавать священнику вопрос об освящении. Если же нет – то слава Богу – освящайте и торгуйте во славу Божию.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшки! У меня есть подруга 38 лет, она работает на очень тяжёлой работе, даже здоровье ей это не позволяет, но она всё равно работает на износ. На заданный вопрос, почему не уйдёшь, не найдёшь работу полегче, она отвечает, что старец (в какой-то книге) сказал: не увольняйся с работы сам, это большой грех, а если тебя уволят, это Воля Божья. Скажите, правильно ли она поступает, придерживаясь этого высказывания? Неужели нужно работать на износ во вред своему здоровью? Спасибо.