Русский самовар история. Старинные самовары: обзор, описание, стоимость. Был трактир, а стала "Чайная"

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

муниципальное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя школа»

Николаевского района Волгоградской области

Проект

«Откуда к нам пришел самовар»

Составила: Тупикова Т.В., учитель начальных классов

первой категории

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций.

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.

Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект « Самовар» является информационно- творческим.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным – рассчитан на 3 месяца.

Участники проекта:

Учащиеся 4 класса, родители, учитель.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

Цель:

Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.

Методы и приёмы:

1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?

2. Создание творческих групп по подготовке материала для проекта.

3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.

2 этап

Основной

Цель:

1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и особенностями его строения.

2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.

План

1.История возникновения самовара на Руси

2.Формы самовара и его устройство.

3. Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

История возникновения самовара на Руси.

Самовар, самоварец, самоварчик"... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Когда-то на Руси ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без пышущего жаром самовара. Он украшал быт и бедняков, и богачей, стоял в трактирах, его брали в дорогу. Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю.

Точно неизвестно, когда именно в России появился самовар и кто его изготовил. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами, а со временем на их основе стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник».

Самовар сбитенник

Эти приборы представляли собой некое подобие чайника, но с внутренней трубой и поддувалом . Именно «сбитенник» в итоге и стал прототипом русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар.

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость .

Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле. Здесь же из года в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем . Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других.

Производство самовара – довольно трудоемкий процесс, в котором принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей .

В конце XIX – начале XX в. появляется керосиновый самовар с резервуаром для топлива, тогда как его предшественники работали на древесном угле. Керосиновый самовар выпускала фабрика Тейле, расположенная в Туле. Особенно популярен был такой самовар на Кавказе, где этот вид топлива был дешевле.
В 1908 г. появился самовар «Паричко» со съемным кувшином. Он не мог испортиться, если при топке в него забывали налить воду, жидкость в нем дольше оставалась горячей. Для такого самовара подходили спирт, уголь и другие виды топлива. Производила эти устройства фабрика братьев Шахдат и К°. Свое название самовар получил от имени изобретателя – инженера А. Ю.Паричко.

Довоенный период, а именно-1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912-13 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы, вероятно, развиваться, так как в конце 1913 г. и начале 1914 г. возникло еще несколько новых фабрик.

Война 1914-17 г. положила конец развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения.

Как шло производство на самоварных фабриках довоенного времени? Тогда 2/3 работы по производству самоваров делалось кустарями, которые не только обрабатывали самоварный полуфабрикат, но делали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собою, т. е., если одна группа кустарей обрабатывала полуфабрикат, то другая собирала из него готовые .

Таким образом, в довоенный период, самоварное производство в основном покоилось на кустаре - квартирнике, который эксплуатировался самым широким образом

. В 1956 г. появляются электрические самовары . Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно .

Самовар, ставший символом России, все реже встречается в наших домах и того реже используется. А ведь он собирал вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Стоявший во главе стола, самовар дарил тепло, в нем томился горячий чай. Не в этом ли уют настоящего дома? Может, когда-либо забыв современные чайники, мы вернемся к самоварам и, как и наши предки, будем коротать зимние и летние вечера вокруг стола за старым добрым самоваром. Время покажет…

Форма самоваров и его устройство.

Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка . Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом,и к тому же, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.

Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива..

Самыми востребованными видами самоваров были :

    Самовар-банка,

    Самовар-рюмка,

    Самовар-ваза,

    Самовар-желудь,

    Самовар-дуля,

    Самовар-репка,

    Самовар-яйцо,

    Самовар-пламя,

    Самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров :

    Самовары-кофейники,

    Самовары-кухни,

    Статические самовары,

    Дорожные самовары т.д.

В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка ( небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии).

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из следующих частей:

    Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.

    Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.

    Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.

    Шейка - низ самовара.

    Поддон - основание самовара.

    Ручки.

    Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.

    Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.

    Донышко.

    Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.

    Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.

    Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.

    Заглушка - колпачок чтобы закрывать кувшин.

    Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.


Самовар с топочной трубой

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки .

Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает легкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живет в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой .
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает. Круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай» песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...

По мнению специалистов в области истории и искусствоведения создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников . Например, в сюжетах картинах художника Кустодиева Б.М. традиция русского чаепития за самоваром встречается очень часто. В основном картины этого художника изображают провинциальную купеческую жизнь жителей России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Для того, чтобы получить представления о том, как пили чай в купеческих и дворянских семьях, достаточно изучить картины знаменитого художника, такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 году, «Московский трактир», которая написана в 1916 году, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах русского народа.

3 этап

Заключительный

Цель:

Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.

Результат проекта:

1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.

2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»

3. Оформление стенда с работами учащихся.

4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в вашем доме самовар?

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Некоторые из них:

Бударникова Виолетта (самовар из пластилина) Урузгалиева София(самовар из гороха)



Бударникова Виолетта (поделка) Ворона Александр(рисунок краска

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар - истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»

История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар - неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...


Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно - история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий. И появился самовар вовсе не в России, как принято считать во всем мире.

Но, как бы там ни было, русское слово "самовар" перекочевало во многие страны и это приспособление называют - "samovar" и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его - "semaver".

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.


Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, - аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Китайский самовар «Хо-Го»


Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом - вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Когда появился первый самовар на Руси


По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.


Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми - «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.


Само же производство самоваров - дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов - золота, серебра и даже из чистого кварца.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-015.jpg" alt="Самоварчики для детей императора Николая II." title="Самоварчики для детей императора Николая II." border="0" vspace="5">


Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. "Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры". Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-021.jpg" alt=" Алексеич.

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные - на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар - тем дороже.

Самовар - душа каждого дома

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-019.jpg" alt="У самовара.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-006.jpg" alt=" Чаепитие.

Этот добрый толстый "друг" был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под "пыхтение" самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-028.jpg" alt=" В гостях у бабушки.

Где б ты ни был днем ли, ночью -
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.

Эту старинную русскую загадку я узнала, когда по воле случая попала в одну из отдаленных деревень, где меня угостили чаем из настоящего русского самовара. Ощущения, которые испытываешь, сидя на грубо вырезанном табурете в старинной избе и глядя на пышущий жаром румяный самовар, сложно передать словами.

Хозяйка уже и не помнила, откуда взялся этот самовар, но точно знала, что он, как неотъемлемая часть самого дома, передавался из поколения в поколение. Редко теперь она им пользуется, но своих гостей всегда старается попотчевать ароматным чаем именно из самовара.

И скучно после этого стало пить чай из обычного чайника. Интересно, а кто-нибудь покупает, хранит, использует в своих домах самовары? Почему о самоваре, который играл для наших предков столь значимую роль, мы практически ничего не знаем? И кто первый придумал этот уникальный прибор?

Текст: Дарья АЛЕКСАНДРОВА

Консультант: Сергей КАЛИНИЧЕВ, собиратель русских самоваров

Самые древние самовары - из Рима

На самом деле не совсем правильно считать, что самовар — чисто русское изобретение. Подобный аппарат существовал еще в древнем Риме. Он представлял собой металлический прямоугольник с двойными стенками, в которые заливалась вода. А в середине конструкции разводили костер. Жар от него нагревал стенки, а затем и саму воду.

В Китае агрегат нашел свое развитие и получил название «хо-го» (huoguo — пер. как «огненный котел»). Сам принцип этих приборов аналогичен русскому самовару. Правда, хо-го использовали лишь для подачи горячих бульонов, поэтому краника у них не было.

Изделия подобные самовару были известны в Англии в 18 веке и назывались «чайные урны».

Во многих европейских странах популярен был так называемый фонтан — устройство для охлаждения и подогрева вина, которое внешнее было схоже с русским самоваром своей формой, наличием краника, узорчатой подставкой.

Внутри корпуса вместо трубы-жаровни был прикреплен металлический цилиндр (колба). Если требовалась охладить напиток, в колбу закладывали лед. А если подавали теплый грог или пунш, в эту же колбу на цепочке опускали предварительно нагретый на огне цилиндр чуть меньшего диаметра.

На Руси прототипом самовара были сбитенники. Ведь до ввоза в нашу страну чая самым любимым напитком в народе считался сбитень, приготовленный на основе меда и пряных трав. А уже в середине 18 века появился первый русский самовар, каким мы его знаем и сегодня. Конструкция его настолько совершенна, что осталась неизменной на века. Изменялись только форма, материалы и художественное оформление.

Тулово с трубой пришло с Урала?

Сегодня сложно сказать, кто именно изготовил первый самовар. Большинство людей ассоциируют это изделие исключительно с Тулой. Однако первые самовары начали изготавливаться на Урале. До этого времени месторождений медных руд мало было разведано, и медь добывали в малых объемах.

Однако с начала 18 века Урал стал активно осваиваться, и постепенно на его земле возникло множество металлургических заводов, где медь начала уже добываться в больших количествах и даже отправляться на экспорт.

Немудрено, что там, где шла добыча металла, начало развиваться и производство изделий, которые уже затем импортировались по российским городам.

Первые упоминания о самоваре относятся к 1745 году. Однако интересен тот факт, что и до этого времени в некоторых документах были найдены доказательства существования подобных приборов — «казанов с трубами».

Первые самовары имели простую форму: круглое тулово (корпус), к которому крепились отдельно изготавливавшиеся узорчатые краны, ручки, подносы и крышки.

Тула еще с 17 века известна как крупнейший центр металлообработки, где в первую очередь мастера специализировались на изготовлении оружия, бытовых и художественных изделий из металла.

Но к концу 18 века все оружейное производство стало уходить на Урал, тульские мануфактуры вынуждены были осваивать новые виды производства. И именно самовары оказались выгодной ремесленной и востребованной у населения сферой.

Русский самовар ценили по весу

По своей конструкции самовар достаточно сложен. Центром, сердцем его является жаровня, с помощью которой поддерживается температура внутри емкости, — это труба, заполняющаяся углем, шишками или щепками и заканчивающаяся внизу решеткой.

Внизу тулова устанавливается поддувало для контроля силы тяги. Вверху отверстие корпуса закрывается крышкой. А верхняя часть кувшина прикрывается колпачком (заглушкой), чтобы жар не выходил. На крышке имеется конфорка для заварочного чайника. Для устойчивости самовар помещают на поддон с ножками-подставками.

Первое время каждый самовар изготавливался вручную. Процесс был сложным, трудоемким и многоэтапным. Сначала наводильщик сгибал, спаивал медный лист и выделывал нужную форму.

Затем лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара, а токарь точил и полировал тулово. Слесарь в это время изготавливал кран, вертки, ручки и т.п. Затем уже к работе приступал сборщик самовара, после чего токарь вытачивал деревянные шишки и ручки. И, наконец, завершал работу чистильщик, который чистил и наводил блеск на самовар.

Постепенно ручной труд начал заменяться механическим. Большинство деталей поставили на конвейерное производство, темпы его росли, и со временем тульские фабрики стали самыми знаменитыми по производству русских самоваров, объем продукции стал измеряться десятками тысяч экземпляров.

Себестоимость каждого изделия значительно снизилась, цена устанавливалась исходя из веса продукта, а потому приобретение самовара стало доступным практически всем гражданам и небогатым семьям.

А в центре стола - самовар, «пузатый хозян»

«Самовар — водогрейный, для чаю, сосуд, б.ч. медный, с трубой и жаровней внутри» (В.?Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).

«Сам варит» — этот чудо-прибор отдаленно напоминал современную СВЧ — универсальное устройство, в котором можно было не только получить кипяток, но и сварить кашу, овощи, суп.

Изготавливались для этих целей и специальные самовары-кухни — внутрь тулова вставлялось две или три перегородки. Благодаря этому можно был одновременно приготовить несколько блюд. Например, в один отсек положить картофель, в другой — крупу и т.д.

Чуть позже появились и самовары-кофейники. Кофейные зерна в те времена стоили больших денег, поэтому позволить себе этот благородный напиток могли лишь очень состоятельные люди.

Так что для кофе изготавливались специальные кофеварки. Труба-жаровня у этих конструкций отсутствовала, она заменялась металлическими ящичками у основания, в которые укладывался уголь. Внутрь корпуса вставлялся сосуд для кофе.

Нередко можно было встретить и «гибрид» самовара-чайника и самовара-кофейника: у них имелся кувшин-труба, на верхние части кувшина устанавливалась платина в виде восьмерки. Одно кольцо этой восьмерки одевалось на трубу, а на второе надевались холщовые мешочки с кофе. Для приготовления чая пластина снималась, и самовар использовался в своей привычной роли.

Самовар никогда не был просто предметом быта, а всегда занимал почетное место в центре стола и даже жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники и гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара.

Когда семья собиралась переезжать или отправлялась в дальнее путешествие, в повозку первым делом укладывался именно самовар. Постепенно он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чинную и спокойную беседу.

Удивительно, как быстро обрело это изделие из металла живую «душу». Именно за чашкой ароматного чая велись самые задушевные беседы. В те времена бедняки преимущественно пользовались деревянной и керамической посудой, а изделия из металла долгое время были для большинства непозволительной роскошью.

Был трактир, а стала "Чайная"

В последней четверти 19 века была принята правительственная программа о развитии чайных заведений и сокращении продаж алкогольных напитков, таким образом пытались бороться с пьянством.

Многие трактиры закрылись или переквалифицировались в чайные, а потому городские жители стали посещать эти заведения. И под урчание пузатого «хозяина» велись долгие неторопливые беседы, сплачивая и настраивая даже незнакомых людей на доброжелательный лад.

Крестьяне не имели такой возможности, и нередко в избах можно было встретить самовары кустарного производства. Вообще, внешний вид самовара всегда сразу говорил о достатке его хозяев.

Начищенный самовар - богатый достаток

Бедняки могли позволить себе самовар самой простой формы. Люди побогаче заказывали самовары с пышными элементами в различных художественных стилях. Необычной могла быть и форма самого тулово.

Были образцы в виде античной вазы, урны, бочонка или даже петуха, поросенка). Сам корпус отчеканивался из серебра, мельхиора или латуни ложчатым или рокайльным орнаментом и декорировался цветочными гирляндами, накладками из листьев и т.п.

Естественно, такой самовар был оригинальным изделием и становился главной гордостью заказчика.

Самовар с богатым орнаментом уже не воспринимался как бытовая вещь, а становился высокохудожественным произведением искусства, атрибутом роскоши в богатом доме. Под него уже полностью подбиралась сервировка, а иногда даже менялся и интерьер, создавались специальные чайные комнаты.

Иногда хозяевам было жалко гонять красавца ежедневно. Поэтому приобретался еще один самовар, попроще — для своих.

В начале 19 века появились дорожные самовары, которые имели форму четырех, шести- и восьмигранника, вертикального бочонка. Поддон, ножки и краник у них съемные, что было очень удобно для перевозки, за что он и получил название дорожный. В дорогу обязательно брался погребец, куда укладывался сам самовар, чайник, коробочки с чаем и сахаром и другие чанные принадлежности.

В 20 веке, кстати, были изобретены и походные «заплечные самовары», предназначенные для солдат.

С середины 19 века частым спутником самовара стала так называемая бульотка (от фр. bouillir — кипеть). Она представляла собой сосуд с краником на подставке со спиртовкой.

Жаровня в ней отсутствовала. Вода уже подавалась горячей, а с помощью горящей спиртовки в емкости поддерживалась нужная температура, чтобы гости не томились в ожидании, пока вновь закипит самовар.

Самовары: иногда они возвращаются. Из музея

К сожалению, сегодня русский самовар претерпевает не самые лучшие времена. И в первую очередь из-за того, что за годы советской власти было уничтожено 96 % всех изготовленных в царской России самоваров.

Хотя и поныне некоторые фабрики занимаются производством бытовых и декоративных самоваров, и интерес к самим изделиям последние годы начал возрождаться.

Однако историей русского самовара мало кто интересуется. Большинство архаичных изделий получают продолжение своей жизни в первую очередь в руках частных коллекционеров.

Увы, собирательство самоваров могут позволить себе лишь весьма состоятельные люди. Ведь редкие модели оцениваются порой в несколько сотен тысяч рублей. Кроме того, богатые коллекции требуют не только больших вложений, времени и терпения, но и отдельного просторного помещения.

Большую роль играет и реставрация этих памятников русского быта и искусства. Ведь редко, когда старинные изделия доходят до нас в своем первозданном виде. Можно перечесть по пальцам людей, которые сегодня профессионально занимаются восстановлением русских самоваров.

Это очень трудоемкая и кропотливая работа. Порой на реставрацию одного экземпляра уходят целые годы. И мастера эти работают не ради прибыли и богатства. Просто они стремятся во что бы то ни стало сохранить русскую историю и передать ее другим поколениям, как и любовь к русскому самобытному искусству.

В Туле сегодня работает единственный в стране музей русского самовара. Правда, один из известных коллекционеров планирует в ближайший год-два открыть свой музей в городе Касимов Рязанской области.

Увы, многие коллекции и отдельные изделия нередко безвозвратно уходят за границу и там теряются в домах частных владельцев.