Египетская богиня с кошачьей головой. Баст, Богиня Баст, энергетический канал Баст (посвящение, инициация) — Храм Истины. Тысячи бронзовых статуэток

Были кошки, что воплотилось в культе богини Бастет и ее второй ипостаси Сехмет. Можно сказать, что в этот период кошки пережили свой золотой век: в их честь строились храмы, а похороны питомца стоили дороже, чем обычного человека.

Происхождение

Из древнеегипетских мифов следует, что отцом Бастет был бог солнца Ра. Однако существуют и другие версии. Например, в некоторых регионах считалось, что Бастет - дочь Осириса и Исиды. Связано это по всей видимости с тем, что развитие египетской теологии шло по пути замены одного божества другим. Так Осирис, изначально бог плодородия со временем стал судьей загробного мира, а именно эту функцию в свое время выполнял Ра. Мужем Бастет в одно время считался карлик Бес - дарящий радость покровитель стариков и детей.

Следует отметить, что иногда в литературе встречается другой вариант имени этой египетской богини. Бастет - искусственно созданное имя, поскольку точное произношение египетских иероглифов не известно. Поскольку гласные на письме не отображались, произношение имени могло выглядеть как "Баст". Оба варианта являются равноправными.

Функции богини

Культ Бастет сложился еще до одомашнивания кошки, и в те времена она ассоциировалась скорее со львицей. Но постепенно, когда полезность кошек (они охотились на мышей в храмовых амбарах и тем самым не только защищали зерно от порчи, но и препятствовали распространению чумы) превратилась в их почитание, в образе древнеегипетской богини Бастет появляются более привлекательные черты.

Во-первых, она покровительница женщин и деторождения. Именно Бастет возносили молитвы те, кому не удавалось забеременеть. Постепенно богиня стала восприниматься как покровительница плодородия в принципе. Вторая функция Бастет - врачевание. Египетские врачи часто рисовали на дверях дома больного черную кошку, что, как считалось, приносило выздоровление. Это изображение могло применяться и в "профилактических" целях.

От покровительства женщинам в целом постепенно выделялась еще одна функция Бастет. Считалось, что своей волей она может остановить старение и помочь женщине сохранить красоту. Жрецы Бастет даже разработали целый комплекс физических упражнений. Считалось, что при их выполнении богиня вселяется в тело женщины и позволяет сохранить не только привлекательность, но и грациозность.

Внешний вид

О том, как выглядит богиня Бастет, свидетельствуют многочисленные изображения, оставленные на стенах сохранившихся гробниц и храмов. Благодаря этому можно проследить эволюцию образа богини.

Изначально она ассоциировалась с львицей. В более поздние периоды Бастет изображается как антропоморфная кошка или женщина с кошачьей головой. Рядом с ней иногда изображали четырех маленьких котят, что символизировало покровительство деторождению.

В руках Бастет иногда сжимала систр. Этот ударный музыкальный инструмент использовался в богослужениях, посвященных Исиде. В этом прослеживается тесная связь двух богинь, которых позднейшая мифология превратила в мать и дочь. Примечательно, что иногда систр бывал в руках Хатхор - богини любви и красоты. На позднем этапе развития древнеегипетской мифологии обе богини выполняли сходные функции.

Бастет и Сехмет

В политеистических религиях боги очень часто имели множество ипостасей, особенно в склонном к мистицизму Древнем Египте. Описание богини Бастет было бы неполным без упоминания ее агрессивного воплощения - Сехмет.

Когда в период, предшествующий религиозной реформе Эхнатона, египетские жрецы пытались как-то упорядочить культ и разграничить функции богов, они столкнулись с рядом серьезных проблем, в числе которых была такая: являются ли Бастет и Сехмет разными богинями или это все же два разных воплощения. Поскольку Бастет все больше связывалась с семейным очагом и красотой, было решено, что Сехмет - самостоятельное божество. Но поскольку некая агрессивность в образе Бастет все еще сохранялась, ей дали еще одно имя - Пашт (Пушт).

Вряд ли так было на самом деле. Как уже говорилось, именно богиня Бастет в Египте периода Древнего царства изображалась с головой львицы. А мифы рассказывали, что однажды боги обозлились на людей и решили стереть весь род человеческий с лица земли. Эту работу поручили Бастет, которая, приняв образ Сехмет, спустилась на землю и устроила такой разгром, что земля почернела от крови. Устрашенные боги осознали, что погорячились как с уничтожением людей, так и с выбором орудия возмездия. Они попытались было усмирить Бастет-Сехмет, но потерпели неудачу. Лишь хитрость спасла уцелевших людей от гибели. Боги разлили по земле подкрашенное пиво (по другой версии - вино) и, Бастет-Сехмет, спутав напиток с кровью, все выпила и уснула. Этого времени хватило, чтобы унести разъяренную богиню подальше и успокоить ее.

Расцвет культа

Как уже говорилось, обожествление кошек связано с уничтожением ими грызунов. Особенно актуальной эта проблема была в период Среднего царства, когда при храмах были возведены огромные амбары. Приблизительно в это же время кошки становятся все более домашними, что приводит к постепенному оттеснению львиного культа на задний план.

Почитание кошек в Древнем Египте было столь же сильно, как коров в Древней Индии. Бывали случаи, которые современному человеку покажутся странными. Например, если случался пожар, то в первую очередь спасали кошку и только потом детей.

Религиозные празднества

Египтяне почитали Бастет, если уж не за помощь с появлением потомства, то хотя бы за лишние семь дней отдыха. Именно столько раз в год проводились празднества в честь этой богини. В ее храмы стекалось огромное количество паломников, приносящих жертвы покровительнице и возносящих ей молитвы.

Весной обычно вспоминали, что Бастет - покровительница плодородия и урожая. Поэтому ее статую выносили из главного храма, устанавливали в тростниковую лодку и возили вдоль берегов Нила от устья до истока. Считалось, что эта мера поможет уберечь поля и постройки от слишком долгого разлива.

Кошка в законодательных актах

Священное животное богини Бастет в Древнем Египте охранялось многими законами. Прежде всего, за непреднамеренное или умышленное ее убийство преступнику грозила мучительная казнь. Кроме того, опасаясь, как бы благоволение Бастет не покинуло Египет, законы запрещали вывоз кошек с территории страны. Проигнорировавший этот закон, должен был заплатить высокий штраф, а также принести покаяние богине.

Впрочем, сами египтяне боялись расстаться с кошкой. Пираты, которых вдоль берегов Египта было великое множество, знали об этом и быстро сообразили как можно заработать. Они похищали кошек, а потом требовали с их владельцев огромный выкуп. Те же готовы были уплатить любую сумму, лишь бы кошка вернулась домой, а их не обвинили в контрабанде.

Бубастис

Как понятно уже из названия, именно этот город был центром почитания кошек и египетской богини Бастет. По фото, сделанным археологами на развалинах этого культового центра, видно, что кошачий культ достиг здесь своей высшей точки.

Происходит это в первом тысячелетии до нашей эры, когда ливиец по происхождению - фараон Шешонк переносит столицу Египта в Бубастис. Столичная жизнь явно пришлась кошкам по вкусу: по свидетельству Геродота, лично посетившему город, в огромном храме находилось несколько тысяч усатых и хвостатых, за которыми с особым тщанием и безмерным уважением ухаживали жрецы. В главной зале этого кошачьего рая находилась статуя Бастет высотой в один метр.

Погребальные церемонии

Археологические изыскания показали, что не только при жизни, но и после смерти почитались священные животные богини Бастет. Фото, сделанные на раскопках, поразили весь мир не только размахом инженерного гения египтян, способных возводить роскошные здания при минимуме технологических средств. Оказалось, что рядом с храмом Бастет располагается огромное кошачье кладбище.

Мумификация была кропотливым и затратным делом, поэтому такой чести удостаивались только фараоны, да некоторые особенно знатные вельможи. Но в Бубастисе мумифицировали и кошек, причем ничем не хуже, чем фараонов. Животных натирали дорогими благовониями, пеленали тонкими тканями и даже накладывали на мордочки специально изготовленные маски. Поскольку кошка ничем не хуже фараона, считалось, что ее душа может вернуться в мертвое тело, поэтому в могилы клали предметы первой необходимости: еду, игрушки и даже мумии мышей. Всего же во время раскопок 1890 года было обнаружено более четырехсот тысяч мумий и скелетов кошек.

Когда кошка умирала, ее владельцы объявляли траур. В знак этого они сбривали волосы и брови, отказывались от пищи и даже нанимали специальных плакальщиц, провожавших кошку в последний путь. Однако для безутешных владельцев существовала надежда, что Солнце и Луна - это глаза именно их кошки, которая из чертогов богини Бастет наблюдает за миром.

Обратная сторона культа

Как известно, не получавшие особого внимания гуси, спасли Рим, а вот почитаемые кошки Египет погубили. Богиню Бастет, ответственную за плодородие и деторождение, старались не гневить ни при каких обстоятельствах. Возможно, в подсознании оставались и обрывки старых легенд о ее способности превращаться в беспощадную Сехмет. Поэтому к концу существования независимого Египта почитание кошек вырвалось за все разумные пределы.

Об этом прекрасно знали главные противники Египта - персы. Царь Камбиз, опасаясь, что в открытом сражении он может потерпеть поражение, приказал изловить как можно больше кошек и привязать их к щитам. Такое надругательство над священным животным ошеломило египтян. Не было и речи о том, чтобы сражаться: ведь можно было случайно навредить извивающейся на щите кошке. Битва была проиграна, а Египет вошел в состав Персидского царства.

Конец культа

При новой власти почитание кошек стало сложнее, а храм в Бубастисе пришел в упадок. Однако культ сохранялся вплоть до установления римского господства. Практичные римляне не видели в кошке ничего особенного: в лучшем случае, обычная охотница на мышей. Однако воспоминания о прежнем расцвете кошачьего культа сохранялись. Поэтому порой римляне могли сыграть на религиозных чувствах египтян, если те по каким-то причинам вели себя не слишком лояльно. Один из римских наместников, столкнувшись с неповиновением, приказал поймать всех черных кошек, что только попадутся и убить. Взбунтовавшихся египтян это сразу же привело в чувство.

Богиня Баст в облике кошки
Баст (Бастет) – древнеегипетская богиня любви, радости, веселья и праздников. Символ плодородия, женской красоты и грации. Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. До 10 века до нашей эры нередко изображалась в виде львицы.

Атрибутом Баст был струнный музыкальный инструмент – систр.

Культовым центром являлся г. Бубастис (расположен в дельте Нила, ныне небольшое поселение Телль-Баста, см. Карта Древнего Египта).

Эволюция культа богини Бастет

Процесс одомашнивания дикой кошки занял длительное время, что можно наблюдать по древнеегипетской иконографии. Постепенно эти животные вытесняют в качестве охотников на птиц, грызунов и змей, традиционных для этих сцен египетских мангустов (ихневмонов).

Став домашними животными, они постоянно показывали свою полезность, защищая имущество и дома египтян от грызунов и мышей. Поэтому в них видели проявление божественной заботы о людях.

В Древнем Египте эти животные считались священными животными как олицетворение богини Баст (и ряда других богинь); даже влага на носу кошки рассматривалась как святая. Это не будет удивлять, если вспомнить о том, что нос занимает особое место в религиозном мировоззрении древних египтян – это, по их мнению, орган, от которого зависит жизнь самой души. Недаром египтяне при каких-то волнениях и недовольствах первым делом отбивали носы у статуй, которые изображали ненавистные им персоны.

Расцвет культа богини Баст относится ко времени правления XXII династии (Бубастидов) и приходится на 10-8 вв. до н.э.

Ливийские правители много сделали для того, чтобы поклонение Бастет поднялось на новый уровень. В Пер-Басте (Бубастисе), который являлся родиной этих фаранов, был построен большой храм в ее честь. Именно в этот период Бастет превратилась из местной богини во влиятельное божество.

В эпоху Нового царства бог Ра , убивающий своего заклятого врага – огромного змея Апопа , принимает кошачий облик. А она сама стала почитаться как супруга солнечного божества. Их сыном был Махес - львиноголовый жестокий "бог резни" - защитник Ра и фараона.

Эволюция развития культа "кошачей" богини привела к тому, что египетская богиня Бастет становится общенациональным божеством, одной из самых почитаемых фигур в божественном пантеоне страны пирамид и фараонов.

В честь богини Баст в Древнем Египте проводились ежегодные торжества, сопровождавшиеся пением, плясками и весельем.

Бастет не единственная богиня с головой кошки . В таком же обличии изображались и другие божества. Баст в Египте нередко отождествляли с богиней Мут , а также с богинями Тефнут, Сехмет и Хатхор. Так как эти божественные персоналии почитались как Око Ра , то и Баст приобрела функции солнечного ока. В этой ипостаси она выступала как дочь Ра.

Богиня кошек

Великий историк древности Геродот писал, что если в доме египтянина случался пожар, то люди первым делом спасали своих четвероногих любимцев, а не остальное имущество.

Если кошка умирала, то по традиции ее владелец должен был сбрить брови в трауре и похоронить мумифицированное животное на специальном кладбище в Бубастисе (современные археологи нашли там тысячи мумифицированных кошек, а также пепел, который остался, возможно, от их кремации).

Македонский автор Полуенус рассказал, что во время битвы между персами и египтянами в 525 г. до н.э. в восточной части дельты Нила, хитрый царь персов Камбиз II приказал вывести в переднюю часть боевых порядков своего войска множество домашних животных, в том числе и кошек, часть которых привязали к щитам. Египтяне, проявляя излишнюю осторожность, чтобы не причинить вреда своим священным животным, битву проиграли.

Египетская богиня Баст - символ красоты и грации

Ныне в музеях мира хранятся удивительные по красоте и гармонии статуэтки кошек, которые являются ярким свидетельством замечательного искусства и таланта древнеегипетских мастеров, а также проявлениями той любви и благоговения, которые испытывали древние египтяне к этим священным для них животным.

Египетская богиня Бастет - один самых популярных образов в иконографии и скульптуре древней страны. Ее изображения являлись символами и амулетами плодородия, благополучия, красоты и любви, праздника и веселья.

Канон, в соответствии с которым создавались ее изображения, окончательно сформировался во времена господства в Египте ливийских династий, родом из Бубастиса. В облике животного она сидит на задних лапах, хвост вытянут вперед и огибает ее ноги с правой стороны.

Когда египетская богиня Баст изображается как женщина с головой кошки, то часто держит в руке корзинку - в ней находятся ее котята. Это был понятный для древних египтян образ плодородия и материнства. С тех пор прошло почти три тысячи лет, но этот образ вызывает схожие чувства и у современных людей.

Цитата сообщения Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.

"О чудесная кошка, дарованная навеки."
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям - таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини - кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.

Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса


Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества:
изящество, красоту и ласку...

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент - систрум, а в левой - зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.

Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.

Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.

Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).



Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.

Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Начало появления культа Бастет - Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия: Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.

Атрибут : Музыкальный интрумент систр.

Священное животное - кошка, отражавшая проворство и силу богини.

Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.

Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова "кот" и "кошка", относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как "минт" и "миу". Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.

В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.

Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.



Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки - истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге "Эволюция символизма": "Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.


Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски "мау", что значит зрячий, от глагола мау - видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале".

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила - стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.



Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.

Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя...

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги... как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.



Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.

Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.

Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего - это глаза Кошки.

Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки - два уменьшенных солнца. Глаза кошки - волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.



Кошки - это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.

Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их...

Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.

В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.

За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака... послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.


Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.

В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.

Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.


Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.



Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.

После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.

Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.

Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.

Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).



Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.

Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. :) Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее "святости", плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.

Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.


Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.

Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки...
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом...

...945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу...

В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.

"Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?" - "Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис - нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст... Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: "О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги..." Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму".

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками - символом плодовитости.

Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном - грозный Махес - бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта - прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума - солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге - в Фивах и Эсне.

У главного входа - статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята...


Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.

В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

Одна из главных точек притяжения - колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.

Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: "Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе".


Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением "миу" или "мау". Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек - это был расцвет их культа.

Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.

Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.

А египетский бог Анубис - проводник душ умерших - при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.

Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.

Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.

Древняя легенда гласит: "Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра - кошачьей богиней Баст". Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.

Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением...

Бог Анубис

. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.

П
ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения "сфинксами". Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена "охраняли" пирамиды и фараонов.


Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.

Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст - «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст - «Дочь Бастет», Нахтбастетру - «Сильна Бастет против них», Анхбастет - «Да живет Бастет».

Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей...

Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка - истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.

На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством...


Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом - львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом - сфинксы.

Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат - богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо - символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.

Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности - на систрах, где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.


Связь между кошкой и львицей - двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества - всячески подчеркивалась.

Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним - словно кошка. Когда мужчина в страдании - жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».

Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.

Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались "утчат" и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.

По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.

Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?

Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.

В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.

P.S.: Так как я просто обожаю кошек и мне очень нравится все, что связано с культурой Древнего Египта, как одной из самых загадочных стран Древнего мира, решила, что в моем дневнике будет много кошек, разнообразных, на любой вкус и много египетской тематики. Так что не обессудьте, за некоторое однообразие тем... Но это пока... так как кошками и Египтом мои интересы не ограничиваются. Но, к сожалению, пока не на все желаемое хватает времени...

Кошка ценится за то, что она кошка. Мангуста ценится за то, что она делает.

Самая древняя поговорка о кошке. Древний Шумер.

Родина современных кошек, живущих рядом с человеком, корнями уходит на территории Месопотамии, Анатолии и Египта, хотя их общий родоначальник жил более 100 000 лет назад.

А дружба человека с этими удивительными животными началась около 12000 – 10000 лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни и начали выращивать злаковые.

Первое погребение человека с его любимицей кошкой обнаружено на Кипре и было совершено около 9500-9200 лет назад. Археологи даже определили возраст кота – восемь месяцев, но не смогли узнать пол. 8700 лет назад появляются следы одомашнивания кошек в Иерихоне.

Где-то 6000 лет назад кошки появляются рядом с поселениями людей на территории современной Болгарии, 5000 лет назад в Румынии и Украине (трипольская культура), а затем 3000 лет назад в Греции.

Поначалу это был взаимовыгодный симбиоз. Кошки охотились на грызунов, которых привлекал урожай зерновых. Что впоследствии сделало их символом богатства и плодородия у земледельцев. А уничтожая переносчиков крыс страшных болезней, таких как чума, кошки стали защитниками здоровья и целительницами.


До сих пор ученые спорят, когда же кошки стали домашними. И хоть с 2300 г до н.э. их изображения рядом с людьми входят в египетское искусство, но были ли это уже живущие в доме коты или все таки дикие, утверждать сложно.

Исследователи из University College London считают, что по настоящему домашними кошки становятся только во времена Нового Царства в 16-11 веке до н.э.

Но впервые кошка появляется уже в записях второй династии (2847-2622 до н.э), где описывается ее ласковый норов и защитные качества. В текстах пирамид Древнего Царства она отмечена, как королевская кормилица (няня). Здесь египтяне особенно отмечали ее умение заботиться о своих малышах.

Одно из первых египетских изображений кошек датируется 2300 годом до н.э. Эта небольшая стела хранится в музее Ватикана. Но посмотрите на сколько она прекрасно передает грацию хищника.

Корни поклонения кошачьему тотему можно проследить до первых династий Египта, где ее называли еще Мафдет и изначально она имела грозный облик львицы. Древнее царство знало ее под этим именем и наделяло эпитетами: Убийца змей, Леди замка жизни, Та что бежит быстро, Королевская мстительница, Большая кошка. Она описывалась как воинственная богиня заката солнца, смерти, возрождения и мудрости. Ее имя можно найти в заклинаниях от смертельных ядов и ядовитых животных, которыми изобилует жаркая пустыня страны Кемт.


Богиня защищала бога солнца Ра от укусов скорпионов и змей, убивая их прикосновением своих когтей в Подземном мире Дуат. Ее когти были остриями гарпуна, которыми защищался плывущий по опасным водам царственный путник, желающий достигнуть счастливо Дуат или попасть на Лодку Миллиона Лет. Поэтому Мафдет была связана с погребальными обрядами фараона.

Справедливость и наказание за содеянное были областью заботы Богини в небесном и земном мире.

Но Древнее Царство завершается правлением царицы Нейтикерт. Страшная засуха, изменение климата, голод погружают страну в хаос на 200 лет.

На сцену истории выходит Среднее царство. А Мафдет растворяется в обликах Сехмет, Тефнут, и Баст, как хранительницы нижнего Египта и фараона.





В период среднего царства (2000-1300 до г.э.) кошки уже фигурируют в записях, где их называют miu или miut. Миуи и Миуит, что означает кот\кошка или “тот\та, кто мяукает”.

Самым известным нашего времени стал кот с личным именем Ta-miu, то есть “семейный кот”, “кот нашей семьи” или “почтенная та кошка” (по версии Солкина), чье имя зафиксировано на саркофаге принца Тутмоса.


Но кошачьи были частью жизни не только королевской семьи. Об этом говорят остраконы (зарисовки на глиняных черепках) города ремесленников Эль-Медины. Которые с юмором отображают отношение к кошке и подтверждают, что она разделяла мир обычных тружеников.





По одним версиям, как богиня с именем Баст, кошка появляется где-то между третьим и вторым тысячелетием до н.э. Но некоторые считают что такую умиротворенную форму она принимает только к середине второго тысячелетия, а то и позже. Достоверное неизвестно, что означает ее имя. В написании ее имени есть сосуд для масла, знак женщины и богини. Когда египтологи пытаются сделать перевод иероглифов, то у них получается словосочетание “сосуд с притираниями”. По версии Солкина “Та, что от сосуда с божественным ароматом”. Зная, сколь важны были мази и притирания, особенно в культе ушедших, то Баст явно связывалась с иным миром и помогала в переходе.



Появление эпитета “мой котик” и “моя кошечка” наверное тоже можно отнести к этому периоду. Ведь женщину в древнем Египте могли назвать Ta-miit (Кошка), а мужчину Pa-mii (Кот).

Египтяне, возможно, первые и сравнили ее женщиной. До нас дошла такая поговорка: “Мужчина, который нюхает мирру, его жена словно кошка в его присутствии. Мужчина, который в стрессе, его жена становится львицей в его присутствии. (Onchsheshonqy 15/11-12).

И с тех времен, женский пол часто сравнивают с кошкой. Видимо такие чудесные качества как гибкость, сила, самодостаточность, живучесть, мягкость, плодовитость изначально присущи этому удивительному существу, были также очень важны для женщин древнего мира. Но и аспект переменчивости, умения из глубоко умиротворения в случае опасности резко перейти к защите также связывается с женским и кошачьим характером.

Египетская традиция стала самым ярким примером поклонения кошачьему племени. Хотя при этом не исключались и принесения тысяч кошек в жертву с последующей мумификацией. Чтобы понимать объемы поклонения кошкам и их почтительного погребения, достаточно вспомнить, что британцы в 19 веке, когда вывозили множество ценностей из Египта, также переправили 180 тонн останков мумифицированных кошек из священного некрополя Бубастиса, которые затем были переработаны и разбросаны в качестве удобрения на полях вокруг Ливерпуля.

За почитанием Баст и кошек была реальная жизнь, в которой грациозные создания защищали своих хозяев от забравшихся в дома людей ядовитых змей и скорпионов. А их мурчание исцеляло и приносило умиротворение.

Кошка, которая как считали египтяне за свою жизнь приносит 28 котят, стала связана с лунным циклом и магией луны.

Ее также ассоциировали с пятью женскими принципами: грациозность, плодовитость, ароматы, сексуальность и красота.

Богиня Баст любит музыку, искусство, танец. Ей подносят женский аромат мирру. Ее священные драгоценные камни бирюза, аметист и лазурит. Священное растение сильфиум, которое обладает опиатными качествами и клепсидра, как символ Времени.

Святилище Пер-Баст.

Самым известным храмом Богини Кошки был Пер-Баст, что буквально означает “Дом Баст” в городе Бубастисе. Египетская транслитерация bAst, bAstt, pr-bAst, pr-bAstt.

Геродот в 5 веке до н.э. так описывал его:

«Оно [святилище Бастет] целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 пусов (ок. 30,8 м) и осенен деревьями. Преддверие высотой в 10 оргий (ок. 18,51 м) и украшено замечательными статуями в 6 пехиев (ок. 2,77 м) вышины. Святилище расположено посреди города и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своем прежнем месте, то поэтому оно доступно обозрению со всех сторон. Оно ограждено стеной украшенной рельефами, а внутри его - роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в 1 стадию (ок. 178 м). От входа ведет дорога через городскую рыночную площадь на восток, мощенная камнем, около 3 стадий (ок. 534 м) длиной. Ширина ее 4 плефра (ок. 124 м?). По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья. А ведет она к святилищу Гермеса.»

Город был основан в начале 3 тысячелетия до н.э., по преданию самой Исидой, и просуществовал до 5 века уже нашей эры. Целых 3500 лет здесь поклонялись удивительной кошачьей ипостаси Богини.

Праздник Богини “Ночь опьянения”.

Сохранился рассказ Геродота, который побывал в Египте в 5 веке до н.э. и описал празднество в честь Богини.

«Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей».

Интересно, что греки связывали Баст со своей богиней Артемидой. Хотя девственная богиня и кошка с ее сексуальностью не похожи. Однако именно Артемида, а не Афродита ассоциировалась для них с Баст. Загадка древних.

Но как же выглядела главная статуя святилища? Сохранился текст рубежа восьмого седьмого века до н.э., в котором Бастет описывается женщиной с ликом львицы, сидящей на вселенском троне в окружении гиппопотамов и поверженных врагов. На ее голове сокол и образы нильских богов вокруг нее.

Поэтому можно говорить о том, что Богиня древних египтян имела несколько обликов. Кошка, женщина с головой кошки и женщина с головой львицы.






Семья Баст.

Ее отцом считался бог Ра – Солнце. Из его глаза Ирет выходит она и Хатхор, которая в то же время, в некоторых текстах, считается ее матерью. Богиня Нут ее сестра, а бог луны Хонсу, изгоняющий демонов, ее брат. Поэтому ночь, луна и темные силы находятся в ее досягаемости.

Бог Ра также имеет кошачий облик в котором он защитил священное дерево Persea в Annu от змея Апопа, отрезав ему голову.

В этом облике рыжий кот часто появляется в папирусах “Изречения выхода в день” (это правильный перевод и название т.н. Книги Мертвых), чтобы помочь душе пройти через опасности и испытания и достичь блаженного мира Дуат, где слиться с изначальным светом и стать светлым духом Ах. И где рыжий кот и есть сам Ра, принимающий в свою небесную свиту фараона.


Супруг Баст Атум. Солярное божество олицетворяющее заходящее солнце. Демиург создавший мир, рожденный из изначального хаоса Нуна вместе с первым холмом суши Бен-Бен. Он исторг из себя 9ть энергий-божеств, создавших мир.

Но со временем Атум был вытеснен с первой позиции, в древнейшей мифологии, и на пантеон возглавил бог солнца Ра.

Тотемический облик Атума это мангуст. Интересно, что сохранилась поговорка шумеров “Кошка ценится за то, что она кошка, а мангуста за то, что она делает”.

Вторым обликом Атума является змей. В “Книге мертвых” он рассказывает Осирису, что разрушит мир, возвратив его в изначальную водную стихию.

Сыном богини был Махем (Маахес, Мисис), львиноголовый бог бури и войны. Первый символ его имени, такой же как и в имени богини справедливости Маат. Поэтому он также защитник невиновных. А полностью его имя переводят как: “Тот, кто правдив рядом с ней”. Он с одной стороны повелевает непогодой, с другой стороны он защитник от порчи, беды, сглаза, обмана. Его храм также находился в Бубастисе.

Связь Баст с другими Богинями.

Баст и Маат. Справедливость.

Богиня Баст непосредственно связана с другими египетскими богинями.

Шерсть в ее ушах имеет форму перьев богини законов основы нашего мира Маат и иероглиф перо входит в начертание ее кошачьего имени. Поэтому Баст слышит любую несправедливость и реагирует на нарушение баланса и справедливости.

Здесь нам интересна сказка, описывающая историю принца 13 века до н.э. по имени Сетна, который крадет запретную книгу из гробницы. На выходе из гробницы его встречает прекрасная девушка Табуба, которая называет себя дочерью жреца Баст. За секс с ней Сетна должен переписать на нее все свое имущество и убить своих детей от предыдущего брака. Принц соглашается и когда он обнимает дочь жреца Баст, то внезапно оказывается на улице голый и с пенисом в глинянном горшке. Он понимает, что это кара Богини за украденную книгу. Мимо в этот момент проходит фараон и говорит Сетне, что его дети живы, а это было наваждение в наказание за кражу древнего свитка.

Эта история также предостерегала мужчин от жестокого обращения с женщинами и что может с ними случиться при не почтительном отношении к женскому полу. Ведь никогда не знаешь кто перед тобой, женщина или Богиня. Эта сторона Баст является продолжением энергий богини справедливости Маат.

Баст и Сехмет. Целительство и защита.

Изначальный, самый древний облик Богини это грозная львица Сехмет-Малфет, который описывали, как The-powerful-female-one (Эта-сильная женщина). Которая с одной стороны поражает людей за непочтение к богам ужасными стрелами болезней, но если ее ублажить, то она великая целительница. А главный жрец Пер-Баст носил имя Ур-Суну, то есть Великий Врачеванием.

Дабы утихомирить разъяренную Сехмет ей подносят пиво с порошком гематита. От этого напиток принимает кроваво-красный цвет. Богиня выпивает “кровавое” подношение и засыпает. Поэтому одно из названий праздника в честь Богини “Ночь опьянения”. А красное пиво основной напиток на алтаре.

Для защиты от врагов Египта, в святилище находились специальные печи для ритуалов уничтожения врагов страны Кемт.

Баст и Ренепет. Владычица времени.

Как Ренепет, чье имя обозначает год, Секхмет, а через нее и Баст связана с годовым циклом.

Баст и Хатхор. Любовь и музыка.

Еще одна легенда, более поздняя, о умиротворении Богини связана со священным озером на острове Абатон, куда входит гневная Сехмет, а оттуда выходит грациозная Баст, которая превращается в Хатхор. Систрум в руках Баст явно указывает на ее непосредственную связь с Богиней Любви.

Баст и Исида.

Исида является проявлением “ба” (личностные качества) бога солнца Ра. “Ба” Исиды это Баст. А “ба” Баст это кошка.

Одно из имен Изиды звучит как Bast ba’Aset – душа Ба Исиды.

Таким образом Баст (а с ней и кошка) напрямую связана с магией Исиды. Она видит в темное время и передает магическую силу в корону египетских фараонов. Одно из ее имен Великая Чарами.

Баст и Мут. Великая Мать Богов.

Львиный (кошачий) облик принимает и мать богов Мут.

Если принять, что древние Египтяне имели представление о том, что все порождено единым изначальным принципом творения (Изначальным Божеством) и архетипы их божеств, могли принимать различные формы, то Богиня Бастет, которая еще не женщина, но уже не грозная львица, однозначно стала неотъемлемой энергией круга женских тотемов древней страны Кемт очень рано. А к началу первого тысячелетия, пройдя путь от грозной львицы к умиротворенной кошке она прочно вошла в круг тотемических богинь: Корова – Змея – Львица – Кошка – Женщина. И эти формы повлияли на дальнейшее развитие всей человеческой цивилизации.

Медитация “Пробуждение качеств миролюбивой Баст”.

Медитация “Пробуждение качеств Баст” предназначена в первую очередь для исцеления и возможности открыть в себе такие качества как грациозность, гибкость, силу жизни, самодостаточность.

В медитации вы вашем воображении попадете в древний Египет в храм Богини Баст. Вначале вы омоетесь в доме для ритуального омовения. Очистите свое тело с помощью священного притирания “нетер” или “натрон” на основе соды и трав. Кстати одно из значений этого слова “бог”. Затем войдете в храм через священные врата и попадете в первый зал, где стоят колонны, подобные финиковым пальмам. Это место, где отпускаются все мысли о мирском и формулируется цель, с которой вы идете в святилище.

Войдя во второй двор храма, вы встретитесь с кошками целительницам, которые будут врачевать ваше физическое тело и душу.

Здесь появится ваша кошка проводник. Она проведет вас в третий двор храма. Он называется “Ахбит- предвечные болота” с колоннами в виде папируса. Здесь произойдет магия омоложения и предречения.

Затем вы пройдете в четвертый двор храма “Звон Богини” , где вам предстоит спеть, станцевать, продекламировать стихи или просто двигаться хлопая в ладоши под настоящую!!! музыку древнего Египта.

“Звук это жизнь” говорили жители страны Кемт. Это подношение энергиями Богини. Это ваш дар ей.

Отсюда можете видеть через дверной проем пятое пространство храма, где стоит статуя богини и ее ладья для торжественных выходов. Но это место, куда могут входить только жрецы и только для ритуала.

После танца-подношения, ваша проводница кошка отведет вас в комнату для “пророческих снов”, где в сновидении к вам может прийти богиня и вы можете получить ответ на ваши вопросы.

Обращаю ваше внимание, если вы о чем-то просите божество, то потом обязательно надо 7мь дней покормить котов. В любом случае после выполнения этой медитации хорошо покормить уличных кошек или сделать благотворительный взнос в какой-либо приют для животных.

Выйдя из пророческого сна, вы возвращаетесь полностью и целиком в здесь и сейчас, в обычную реальность, завершая вашу медитацию-визуализацию.

Меня часто спрашивают, когда выполнять лучше ту или иную медитацию.

Я предпочитаю выполнять медитации в 22 лунный день, когда мы можем из посознания, через символы узнать тайны, спрятанные в глубинах подсознания.

А для Баст, можно выполнить медитацию – творческую визуализацию, ближе к 15 апреля. Ведь именно в этот день справляли ее праздник древние египтяне.

Успешного выполнения практики.

Copyright©Эжени МакКвин 2018

Особо почитаемыми животными в Древнем Египте были кошки, что воплотилось в культе богини Бастет и ее второй ипостаси Сехмет. Можно сказать, что в этот период кошки пережили свой золотой век: в их честь строились храмы, а похороны питомца стоили дороже, чем обычного человека.

Происхождение

Из древнеегипетских мифов следует, что отцом Бастет был бог солнца Ра. Однако существуют и другие версии. Например, в некоторых регионах считалось, что Бастет - дочь Осириса и Исиды. Связано это по всей видимости с тем, что развитие египетской теологии шло по пути замены одного божества другим. Так Осирис, изначально бог плодородия со временем стал судьей загробного мира, а именно эту функцию в свое время выполнял Ра. Мужем Бастет в одно время считался карлик Бес - дарящий радость покровитель стариков и детей.

Следует отметить, что иногда в литературе встречается другой вариант имени этой египетской богини. Бастет - искусственно созданное имя, поскольку точное произношение египетских иероглифов не известно. Поскольку гласные на письме не отображались, произношение имени могло выглядеть как "Баст". Оба варианта являются равноправными.

Функции богини

Культ Бастет сложился еще до одомашнивания кошки, и в те времена она ассоциировалась скорее со львицей. Но постепенно, когда полезность кошек (они охотились на мышей в храмовых амбарах и тем самым не только защищали зерно от порчи, но и препятствовали распространению чумы) превратилась в их почитание, в образе древнеегипетской богини Бастет появляются более привлекательные черты.

Во-первых, она покровительница женщин и деторождения. Именно Бастет возносили молитвы те, кому не удавалось забеременеть. Постепенно богиня стала восприниматься как покровительница плодородия в принципе. Вторая функция Бастет - врачевание. Египетские врачи часто рисовали на дверях дома больного черную кошку, что, как считалось, приносило выздоровление. Это изображение могло применяться и в "профилактических" целях.


От покровительства женщинам в целом постепенно выделялась еще одна функция Бастет. Считалось, что своей волей она может остановить старение и помочь женщине сохранить красоту. Жрецы Бастет даже разработали целый комплекс физических упражнений. Считалось, что при их выполнении богиня вселяется в тело женщины и позволяет сохранить не только привлекательность, но и грациозность.

Внешний вид

О том, как выглядит богиня Бастет, свидетельствуют многочисленные изображения, оставленные на стенах сохранившихся гробниц и храмов. Благодаря этому можно проследить эволюцию образа богини.

Изначально она ассоциировалась с львицей. В более поздние периоды Бастет изображается как антропоморфная кошка или женщина с кошачьей головой. Рядом с ней иногда изображали четырех маленьких котят, что символизировало покровительство деторождению.


В руках Бастет иногда сжимала систр. Этот ударный музыкальный инструмент использовался в богослужениях, посвященных Исиде. В этом прослеживается тесная связь двух богинь, которых позднейшая мифология превратила в мать и дочь. Примечательно, что иногда систр бывал в руках Хатхор - богини любви и красоты. На позднем этапе развития древнеегипетской мифологии обе богини выполняли сходные функции.

Бастет и Сехмет

В политеистических религиях боги очень часто имели множество ипостасей, особенно в склонном к мистицизму Древнем Египте. Описание богини Бастет было бы неполным без упоминания ее агрессивного воплощения - Сехмет.


Когда в период, предшествующий религиозной реформе Эхнатона, египетские жрецы пытались как-то упорядочить культ и разграничить функции богов, они столкнулись с рядом серьезных проблем, в числе которых была такая: являются ли Бастет и Сехмет разными богинями или это все же два разных воплощения. Поскольку Бастет все больше связывалась с семейным очагом и красотой, было решено, что Сехмет - самостоятельное божество. Но поскольку некая агрессивность в образе Бастет все еще сохранялась, ей дали еще одно имя - Пашт (Пушт).

Вряд ли так было на самом деле. Как уже говорилось, именно богиня Бастет в Египте периода Древнего царства изображалась с головой львицы. А мифы рассказывали, что однажды боги обозлились на людей и решили стереть весь род человеческий с лица земли. Эту работу поручили Бастет, которая, приняв образ Сехмет, спустилась на землю и устроила такой разгром, что земля почернела от крови. Устрашенные боги осознали, что погорячились как с уничтожением людей, так и с выбором орудия возмездия. Они попытались было усмирить Бастет-Сехмет, но потерпели неудачу. Лишь хитрость спасла уцелевших людей от гибели. Боги разлили по земле подкрашенное пиво (по другой версии - вино) и, Бастет-Сехмет, спутав напиток с кровью, все выпила и уснула. Этого времени хватило, чтобы унести разъяренную богиню подальше и успокоить ее.

Расцвет культа

Как уже говорилось, обожествление кошек связано с уничтожением ими грызунов. Особенно актуальной эта проблема была в период Среднего царства, когда при храмах были возведены огромные амбары. Приблизительно в это же время кошки становятся все более домашними, что приводит к постепенному оттеснению львиного культа на задний план.


Почитание кошек в Древнем Египте было столь же сильно, как коров в Древней Индии. Бывали случаи, которые современному человеку покажутся странными. Например, если случался пожар, то в первую очередь спасали кошку и только потом детей.

Религиозные празднества

Египтяне почитали Бастет, если уж не за помощь с появлением потомства, то хотя бы за лишние семь дней отдыха. Именно столько раз в год проводились празднества в честь этой богини. В ее храмы стекалось огромное количество паломников, приносящих жертвы покровительнице и возносящих ей молитвы.

Весной обычно вспоминали, что Бастет - покровительница плодородия и урожая. Поэтому ее статую выносили из главного храма, устанавливали в тростниковую лодку и возили вдоль берегов Нила от устья до истока. Считалось, что эта мера поможет уберечь поля и постройки от слишком долгого разлива.

Кошка в законодательных актах

Священное животное богини Бастет в Древнем Египте охранялось многими законами. Прежде всего, за непреднамеренное или умышленное ее убийство преступнику грозила мучительная казнь. Кроме того, опасаясь, как бы благоволение Бастет не покинуло Египет, законы запрещали вывоз кошек с территории страны. Проигнорировавший этот закон, должен был заплатить высокий штраф, а также принести покаяние богине.

Впрочем, сами египтяне боялись расстаться с кошкой. Пираты, которых вдоль берегов Египта было великое множество, знали об этом и быстро сообразили как можно заработать. Они похищали кошек, а потом требовали с их владельцев огромный выкуп. Те же готовы были уплатить любую сумму, лишь бы кошка вернулась домой, а их не обвинили в контрабанде.

Бубастис

Как понятно уже из названия, именно этот город был центром почитания кошек и египетской богини Бастет. По фото, сделанным археологами на развалинах этого культового центра, видно, что кошачий культ достиг здесь своей высшей точки.


Происходит это в первом тысячелетии до нашей эры, когда ливиец по происхождению - фараон Шешонк переносит столицу Египта в Бубастис. Столичная жизнь явно пришлась кошкам по вкусу: по свидетельству Геродота, лично посетившему город, в огромном храме находилось несколько тысяч усатых и хвостатых, за которыми с особым тщанием и безмерным уважением ухаживали жрецы. В главной зале этого кошачьего рая находилась статуя Бастет высотой в один метр.

Погребальные церемонии

Археологические изыскания показали, что не только при жизни, но и после смерти почитались священные животные богини Бастет. Фото, сделанные на раскопках, поразили весь мир не только размахом инженерного гения египтян, способных возводить роскошные здания при минимуме технологических средств. Оказалось, что рядом с храмом Бастет располагается огромное кошачье кладбище.

Мумификация была кропотливым и затратным делом, поэтому такой чести удостаивались только фараоны, да некоторые особенно знатные вельможи. Но в Бубастисе мумифицировали и кошек, причем ничем не хуже, чем фараонов. Животных натирали дорогими благовониями, пеленали тонкими тканями и даже накладывали на мордочки специально изготовленные маски. Поскольку кошка ничем не хуже фараона, считалось, что ее душа может вернуться в мертвое тело, поэтому в могилы клали предметы первой необходимости: еду, игрушки и даже мумии мышей. Всего же во время раскопок 1890 года было обнаружено более четырехсот тысяч мумий и скелетов кошек.


Когда кошка умирала, ее владельцы объявляли траур. В знак этого они сбривали волосы и брови, отказывались от пищи и даже нанимали специальных плакальщиц, провожавших кошку в последний путь. Однако для безутешных владельцев существовала надежда, что Солнце и Луна - это глаза именно их кошки, которая из чертогов богини Бастет наблюдает за миром.

Обратная сторона культа

Как известно, не получавшие особого внимания гуси, спасли Рим, а вот почитаемые кошки Египет погубили. Богиню Бастет, ответственную за плодородие и деторождение, старались не гневить ни при каких обстоятельствах. Возможно, в подсознании оставались и обрывки старых легенд о ее способности превращаться в беспощадную Сехмет. Поэтому к концу существования независимого Египта почитание кошек вырвалось за все разумные пределы.

Об этом прекрасно знали главные противники Египта - персы. Царь Камбиз, опасаясь, что в открытом сражении он может потерпеть поражение, приказал изловить как можно больше кошек и привязать их к щитам. Такое надругательство над священным животным ошеломило египтян. Не было и речи о том, чтобы сражаться: ведь можно было случайно навредить извивающейся на щите кошке. Битва была проиграна, а Египет вошел в состав Персидского царства.

Конец культа

При новой власти почитание кошек стало сложнее, а храм в Бубастисе пришел в упадок. Однако культ сохранялся вплоть до установления римского господства. Практичные римляне не видели в кошке ничего особенного: в лучшем случае, обычная охотница на мышей. Однако воспоминания о прежнем расцвете кошачьего культа сохранялись. Поэтому порой римляне могли сыграть на религиозных чувствах египтян, если те по каким-то причинам вели себя не слишком лояльно. Один из римских наместников, столкнувшись с неповиновением, приказал поймать всех черных кошек, что только попадутся и убить. Взбунтовавшихся египтян это сразу же привело в чувство.