Развитие слоговой структуры слова для воспитателей. Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Нарушения количества слогов

Мастер – класс для воспитателей на тему:

«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Учитель – логопед: Чайченко М.А.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побудить воспитателей к использованию в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям с детьми.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, ноутбук, дидактические игры.

Ход мастер – класса.

    Организационный момент. Объявление темы мастер- класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сейчас, как правило, я должна объявить тему мастер- класса, но мне очень бы хотелось подвести вас к формулировке этой темы. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС - «татобу»

ПОМИДОР - «мидор»

КАСТРЮЛЯ - «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. Ну и соответственно тема нашего мастер – класса «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов. Практика показывает: для развития слоговой структуры слова нужен "фундамент" - хорошо развитое слуховое внимание и чувство ритма. Предлагаются некоторые игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребёнок способен оценить правильность не только своего, но и чужого высказывания.

При нормальном речевом развитии дети трех лет должны воспроизводить за педагогом слова, состоящие из 1-3 слогов (дом, коса, малина).

Дети 4-5 лет произносить различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных, более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и в конце слова (пуговица, сковорода, милиционер, парикмахер).

После 5 лет дети должны произносить предложения с большой концентрацией сложных слов (строители работают на строительстве высотного дома.).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы ребенка. А также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуковой наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

4.Практическая часть.

Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Игра «Построй башню».

Цель: научить определять количество слогов в слове и сравнивать слова между собой.

Современные детские конструкторы - это безграничный простор фантазии не только для ребенка, но и для педагога. Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Закрепление правильного произношения слов, контроль правильного слогового состава.

Ход: В мешочек опускаются игрушки (картинки) маленькие предметы, ребёнок вынимает игрушку (картинку) и называет. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается игрушка (картинка). В конце игры подсчитывают количество игрушек (картинок), у кого больше тот выиграл.

Игра «Угадай словечко»

Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Игра «Ребусы»

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)

Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: предлагаю детям назвать диких и домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.

5.Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3. Я приобрела…

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7. Что я возьму для своей работы?

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование слоговой структуры слова»

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Искажения слоговой структуры слова характеризуются трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Они признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым развитием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения звукослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам - ошибки, связанные с уподоблением слогов и звуков и пропуском согласных при их стечении. Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается. Таким образом, в 3 -4 года (что соответствует возрасту ребенка на первой ступени обучения) дошкольник способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных.

Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи.

Нарушение слоговой структуры слова - стойкое в его преодолении, оно может сопровождать ребенка и в школьном возрасте, что негативно скажется на письме.

А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

б) Итерации:

Увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава), (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

Перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове, циклический повтор (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Выделяют два этапа работы по формированию

слоговой структуры слова:

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения, воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).

Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

 - уточнения артикуляции сохранных звуков;

 - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам; ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

 - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Мастер – класс для педагогов

Организовала и провела
Учитель-логопед Докукина Е.В.
2015г.
Мастер – класс для педагогов
Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: картинки с предметами, игровые пособия, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «Информация», мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки; фишки, длинные и короткие полоски бумаги; игры: «Путешествие на воздушном шаре», «Собери бусы», «Магазин», «Поезд», «Собери пирамидку».
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение.
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику виднаВся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ИНФОРМАЦИЯ как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом).
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.) Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи.
4.Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию Игровые приемы, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.Ход упражнения:Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.Материал: мяч.Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери бусы»
Цель: учить подбирать слова (бусины) согласно слоговой схеме, формировать навык слогового анализа слов.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы, согласно схеме

Игра «Словесная дорога».
На столе выложена дорожка из предметных картинок. По заданию логопеда (воспитателя) дети поочередно продвигают игрушечную машину до загаданного им слова.

Логопед (воспитатель) может просто отхлопать количество слогов, а ребенок прокатить машину до того слова, которое соответствует заданному количеству слогов (3 хлопка--- нужно доехать и остановиться на 3-хсложном слове). На смену одному ребенку приходит другой и т. д.
Задание можно изменить. Логопед (воспитатель) называет первый слог, а остальные отхлопывает. Ребенок должен догадаться, какое слово загадал педагог и «доехать» до соответствующей картинки (ИЗ –ХЛОП-ХЛОП --- ИЗБУШКА)
Усложняем задачу. Теперь нужно отгадать слово по второму слогу, остальные слоги отхлопываются (ХЛОП-РЁШ-ХЛОП--- МАТРЁШКА). А теперь предложим детям распознать слово по хлопкам и последнему слогу (ХЛОП-ХЛОП- ГАЙ--- ПОПУГАЙ)
3. Карточки- проверялочки.
Детям раздаются карточки с изображением 4-х слов. Одно слово по количеству слогов отличается от остальных (например, среди двусложных слов одно трехсложное). Детям следует зачеркнуть фломастером одно «лишнее» словечко. (Карточки находятся в полиэтиленовых пакетах-файлах, поэтому фломастер впоследствии легко стереть).

Игра «Магазин».
Детям раздаются карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров используются предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Логопед (воспитатель) играет роль продавца. Дети (покупатели) встают в очередь и выбирают товар соответственно слоговой схеме на своей купюре.

Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.Материал: набор предметных картинок, графическая модель пирамидыХод игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


Приложенные файлы

3.1 Основные направления коррекционно-логопедической работы

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко - слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также - психических функций. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звуко - слоговым составом слова:

  • 1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  • 2. развитие тактильных ощущений;
  • 3. развитие ритмических способностей.
  • 4. работа над звуковым составом слова;
  • 5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  • 6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; постоянный контроль за звуко - слоговой наполняемостью слова. К более сложному слоговому классу перешли после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи. Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя подготовительный и основной этапы.

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов. В начале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове.

Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова. Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка). Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам. Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются). Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз - чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишьям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале.

  • 1)Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.).
  • 2)Развитие ритмических способностей является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши. Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов - барабана, бубна, металлофона. В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма - ши - на (между слогами - паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично, слово молоко, не ма - ла - ко, и уж тем более не мо - ло - ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко). Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся), затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА - па, па - мА, па - та - кА и т. д.). Далее можно перейти на уровень слова. Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать сле- дующее: структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка кон- струкций; формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы; в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме. Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характеризуется длительностью и сложностью коррекционной работы.

В коррекционной работе можно выделить подготовительный этап, направленный на создание необходимых предпосылок к овладению детьми слоговой структуры слова, и коррекционный, работа на котором ведётся на речевом материале.

В своей деятельности учителя-логопеды очень часто основное внимание уделяют непосредственной работе по формированию слоговой структуры на вербальном материале, при этом в меньшей степени проводится развитие необходимой базы для развития слоговой структуры слова.

Однако, «при определении содержания коррекционной работы целесообразно учитывать не только типологию и характер искажений слоговой структуры у детей, но и состояние неречевых процессов, являющихся базовыми для её формирования» .

Определяя содержание работы по развитию необходимых предпосылок необходимо учитывать, что «некоторые виды деятельности сами по себе являются ритмичными» . В качестве примеров можно привести, игру на барабане, игру в бадминтон и т. п. «Способность к восприятию и воспроизведению ритма (чувство ритма) является одним из компонентов музыкальных способностей» .

Поэтому при организации специальной помощи детям с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении большие возможности для формирования предпосылок к развитию слоговой структуры представляет музыкальная и двигательная деятельность.

Рассмотрим возможное содержание работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в зависимости от этапа коррекционной работы.

При организации образовательной деятельности на подготовительном этапе музыкальному руководителю целесообразно рекомендовать ряд игр и упражнений на развитие чувства ритма. Проводить работу необходимо с учётом онтогенетического принципа, а также «от простого к сложному». Первоначально подбираются упражнения предполагающие восприятие и воспроизведение (отхлопывание, отстукивание) простых ритмов (| | |), далее - сложных ритмов (|| || ||), затем - сложных ассиметричных ритмов (| || | || | ||) и упражнения на воспроизведение ритмов по типу реакции выбора.

Выбор упражнений должен определяться с учётом этапа коррекционной работы учителя-логопеда, особенностей детей группы. Задания предлагаются в игровой форме, например «Идет дождик», «Большие ноги и маленькие ножки», «С кочки на кочку» и т. п. Также целесообразным является воспроизведение ритмов мелодий в игре на музыкальных инструментах.

Известно, что для детей с ОНР характерно недостаточное развитие координации движений, отмечается общая моторная неловкость. При этом, как отмечают исследователи, «выявляется корреляция между степенью ритмичности и ловкостью повседневных бытовых движений. При отсутствии чувства ритма выявляется резкость и неравномерность движений, и, наоборот, в случае выявления двигательной неловкости также определяется и недостаточность ритмических характеристик двигательной сферы» . Поэтому, с целью формирования невербальных предпосылок к усвоению детьми слоговой структуры слова, при проведении в детском саду двигательной деятельности с детьми с ОНР необходимо включать соответствующие задания. Это упражнения на различные виды ходьбы, бега со сменой движений в соответствии с изменением музыкального сопровождения, ходьба с хлопками на каждый шаг, упражнения на построение и перестроения под музыку или звуковые сигналы, которые способствуют развитию у детей чувство темпа и ритма, слухового внимания и памяти.

Интересными для детей являются упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов в двигательной деятельной по типу реакции выбора. Например, детям предлагается прыгнуть одним раз, если педагог делает два прыжка, и соответственно, если педагог делает два прыжка - дети выполняют только один прыжок. Задания педагог предъявляет без определённой последовательности, тем самым у детей развивается не только чувство ритма, но и внимание, память, переключаемость движений. Аналогично выполняются упражнения на отбивание, подбрасывание мяча, перепрыгивание и пр.

После проведения коррекционной работы на невербальном материале в рамках подготовительного этапа целесообразно перейти к осуществлению работы по формированию слоговой структуры слова на вербальном материале: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слов (с учётом типа слоговой структуры), уровень фразы, уровень текстов и самостоятельной речи.

При организации коррекционной работы на данном этапе учителю-логопеду важно продолжать осуществлять взаимодействие и с музыкальным руководителем, и с инструктором по физическому воспитанию.

В соответствии с этапом коррекционной работы учителя- логопеда музыкальный руководитель последовательного усложняет предлагаемый детям речевой материал, начиная от воспроизведения цепочек гласных звуков, слогов со сменой длительности, силы звучания, переходя к заданиям на развитие способности к восприятию и воспроизведению ритмической структуры слова, пропеванию слов, а затем фраз, коротких песен с учетом особенностей их слоговой структуры. При выполнении таких заданий у детей развивается не только слуховое восприятие, чувство ритма, но и речедвигательная координация.

К более сложным заданиям можно отнести упражнения на составление ритмических схем, а также чтение ритмической записи, её воспроизведение (отхлопывание, исполнение на музыкальных инструментах), например «Музыка на кубиках» .

При организации двигательной деятельности инструктор по физическому воспитанию использует игры, где движение сочетается с проговариванием цепочек слогов, структуры слова, фразы. Интересны детям такие игры как «Сколько слогов, столько и шагов», «Мяч по кругу» (передача мяча с послоговым проговариванием слов), «Конец слова за тобой» (перебрасывание мяча с договариванием последнего слога и произнесением слова полностью). При отработке слоговой структуры на уровне фразы можно предлагать детям упражнения на проговаривание фразы с одновременным отбиванием мяча, а также игры-эстафеты, где передача определенного атрибута (мяча, флажка и т.п.) сопровождается проговариванием заданного речевого материала.

Таким образом, в работе по усвоению детьми слоговой структуры слова учителю-логопеду целесообразно использовать возможности музыкальной и двигательной деятельности, осуществлять взаимодействие педагогов, работающих с детьми с ОНР.

марина лунева
Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент » .

Цель : Развитие слухового гнозиса.

Материал : предметные картинки с изображением музыкальных инструментов ; музыкальные инструменты .

Ход : Сначала логопед называет инструменты - дети показывают картинку, затем логопед за ширмой играет на музыкальном инструменте , потом спрашивает, какой инструмент они услышали .

2. «Короткий и длинный звук» .

Цель : Дифференциация длительности звучания неречевых звуков.

Материал : музыкальные инструменты : барабан, дудка, бубен, губная гармошка.

Ход : Логопед говорит, что все инструменты звучат по-разному , предлагает послушать и сравнить : игра на барабане - короткий звук, на дудке - длинный и т. д.

3. «Сколько раз ударили в барабан» .

Цель : Развитие слухового внимания и памяти.

Материал : барабан.

Ход : Логопед бьет в барабан, сколько раз он ударит, столько раз дети хлопают в ладоши.

4. «Воспроизведение ритма » .

Цель : Развитие чувства ритма.

Ход : Логопед предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на карточке.

Работа на вербальном материале.

1. «Репка» .

Цель : Формирование пространственно - временных представлений. Материал : картонажный настольный театр по сказке «Репка» .

Ход : Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

2. «Паровоз» .

Цель : Формирование интонационной выразительности речи.

Ход : Дети встают друг за другом, образуя вагоны паровоза.

Логопед : По железной по дороге

Едет - едет паровоз.

Едет - едет паровоз –

Деток далеко повез,

паровоз кричит :

Дети : Ду - ду!

Я иду - иду - иду!

Логопед. А вагоны стучат, а вагоны говорят :

Дети : Так - так -так! Так - так - так!

Логопед : Где первый вагон? (ребенок, который идет впереди произносит : «Ду - ду» , и так поочередно.)

Затем задание усложняется : логопед произносит порядковый номер, а дети должны, услышав свой номер, произнести «Ду - ду» .

Работа над гласными.

1. «Окошко, трубочка» .

Цель

Ручная поза звука Ручная поза звука

[а] «Окошко» . [у]«Трубочка» .

2. «Хоботок, заборчик» .

Цель : развитие органов артикуляции.

Ручная поза звука [о] Ручная поза звука [и]

«Хоботок» «Заборчик»

4. «Произнеси звуки» .

Цель : формирование и закрепление понятия «гласный звук» . Материал : карточки с точками.

Ход : Детям предлагается произнести звук [а] столько раз, сколько точек на карточке.

5. «Хлопни» .

Цель : Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и речеслуховой памяти.

Ход : Произнесите звук А (О, И,У) столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Работа над слогами .

1. «Часики» .

Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо» , направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

1. «Гармошка» .

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.

2. «Лошадка» .

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям) .

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить : а) заданное количество движений, б) движения в заданном ритме.

3. «Барабан» .

Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д) .

Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот) .

4. «Гудит самолет» .

«ы» .

Руки выполняют вращательные движения.

6. «Гудит пароход» .

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы» .

Кисти рук сложены «лодочкой» , большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

8. «На грядке» .

Цель : Развитие слоговых представлений .

Материал : предметные картинки с изображением овощей.

Ход : Что растет на грядке? огу. (рцы, капу. (ста, реди. (ска, ре. (дька, морко. (вка) . Как можно назвать это, одним словом ?

9. «Пальчики здороваются» .

Цель : Развитие мелких движений пальцев рук.

Ход : на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится слог .

10. «Игра с мячом» .

Цель : Развитие слогового синтеза .

Ход : Логопед бросает мяч и называет звук, а дети возвращают мяч и называют слог с этим звуком (о - сто, у - сту и т. д.)

11. «Сосчитай» .

Ход : Сосчитай, сколько слогов я произнесу (слоги прямые , обратные, со стечением согласных) .

12. «Наращивание слогов » .

Ход : Скажи на один слог больше чем я (са - со.) .

1. «Чистим зубы» .

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних) .

Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

2. «Вкусное варенье» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу.

Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

3. «Бочка» .

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро» , кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот) .

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

4. «Качели» .

Цель : развитие органов артикуляции и координации движений рук.

Ход : Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения.

Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

5. «Горячий чай» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай» ).

Кисти рук соединены в форме «чашечки» , руки движутся синхронно с языком.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

7. «Телеграф» .

Цель : Развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Дети должны передать слово , отстучав его ритмическую структуру слова : фонтан, паутина, магнитофон. Отстукивают сначала с проговариванием вслух данных слов , затем беззвучно.

8. «Работа» .

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание) .

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам) .

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги («Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).

9. «Разрезные картинки» .

Ход : Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в

слове .

10. «Рассели животных по домам» .

Материал : предметные картинки с изображением животных.

Ход : Рассели животных по домам (четырехэтажный - обезьянка, медвежата, черепаха) .

11. «Лишнее слово » .

Материал : Предметные картинки.

Ход : Назови лишнее слово по количеству слогов : мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

12. «Длинные и короткие слова » .

Материал : предметные картинки.

Ход : Ребенку предлагается ряд картинок, из них надо выбрать самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое.

Работа над фразой,

1. «Фишки» .

Материал : фишки, длинные и короткие полоски бумаги.

Ход : У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить , длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго) . Услышав слово , ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова : сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

2. «Птицы» .

Цель : Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слова .

Материал : предметные картинки с изображением птиц.

Ход : Ва - ва - ва - сидит на дереве. (сова) .

Долбит он в лесу сук,

Раздается : тук, тук, тук (дятел) .

С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом (петух) .

На даче в лесу жили разные птицы :

Сороки, стрижи, воробьи и. (синицы) .

Немного я его боюсь

Эта птица - важный. (гусь) .

3. «Строим скворечник» .

Ход : Как называются птицы, которые живут с человеком? (домашние) Назовите этих птиц (гусь, петух, курица) . О домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах? Давайте для них построим скворечник.

Мы строители (прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед)

Тук - тук молотком, (ударять кулачками друг об друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить ладони «домиком» ).

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх) .

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем (помахать кистями, имитируя полет птиц) .

4. «Расселим птиц» .

Ход : Нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселить птиц, в названии которых 1 слог , на втором - 2 слога и т . д. Ворона, гусь, петух, сова, дятел, сорока, синица, курица.

5. Чтение стихотворения с отхлопыванием ритма.

Цель : развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Загудел паровоз!)

И вагончики повез.! !)

Чох - чох - чох, чу - чу - чу!!)

Далеко я укачу!! !)

6. Составление предложений.

Материал : сюжетные картины.

Ход : Что изображено на картине? (паук, паутина, стена) Составьте предложение по картине (На стене висит паутина. Паутину сплел паук.)

7. Игра с мячом.

Цель : развитие слогового анализа .

Ход : Логопед бросает мяч ребенку и называет слово , а дети ловят поочереди, повторяют слово и ударяют об дол мячом столько раз, сколько слогов в названии этого слова .