Александр блок - биография, информация, личная жизнь. Блок А.А. Основные даты жизни и творчества Александр блок где жил

Любовь Дмитриевна Менделеева вошла в историю не только как дочь выдающегося химика, но и как супруга одного из величайших русских поэтов. Ее жизнь была наполнена различными интересными фактами, и кроме своего законного мужа - Александра Блока, она не была обделена вниманием и других, не менее знаменитых мужчин.

Парадоксальным является то, что дочь Дмитрия Менделеева обладала совершенно неказистой внешностью. Судя по сохранившимся фото и воспоминаниям очевидцев, женщина была грубоватой и имела слегка приземистую фигуру.

Легендарная поэтесса и подруга Блока - Анна Ахматова, отзывалась о супруге поэта весьма нелицеприятно, намекая на то, что она была довольно глупой. В любом случае Любовь Дмитриевна Менделеева, воспоминания о которой сохранились весьма неоднозначные, признана главной музой великого Блока, и поэтому ее персона однозначно заслуживает нашего внимания.

История детства

Любовь Дмитриевна Менделеева родилась и росла в многодетной семье. У ее отца, Дмитрия Менделеева, всего было шестеро детей. От первого брака у него уже были дочь Ольга и сын Владимир. Люба родилась во ученого - с Кроме нее, в семье была сестра Мария и два брата - Иван и Василий. Многие, кто изучал биографию ученого, знают, что судьба у Любиного отца, как и у многих гениальных людей, была нелегкой. Он имел достаточно сложный характер. После того как он оказался в вынужденной университетской отставке, Менделеев вместе со своей семьей проводил большую часть времени в имении, которое располагалось в Боблово.

Несмотря на то что в семье выдающегося химика детей особенно никогда не баловали, сама будущая супруга Александра Блока вспоминала, что ее детство было очень счастливым, бурным и наполненным радостью.

Детские встречи будущих супругов

Семьи Блока и Менделеевой общались друг с другом достаточно близко и всегда поддерживали теплые отношения. Это и стало причиной того, что Александр Блок и Любовь Менделеева, история любви которых будет рассмотрена в нашей статье, имели возможность впервые встретиться в самом детстве. Когда их родители вместе работали в университете, маленьких Сашу и Любу часто вывозили на совместные прогулки в университетский сад. Но тогда они были всего лишь детьми, и серьезные чувства между ними возникли много лет спустя, в 1898 году.

Бурное отрочество русского поэта

В будущем Любовь Дмитриевна Менделеева станет единственной и вечной музой для Блока. Но до того как в нем созрели любовные чувства к этой женщине, он был замечен в бурных и немного странных отношениях с некой Ксенией Садовской. Эта тридцатисемилетняя женщина была замужем и на момент знакомства с Александром уже имела троих детей. При этом Блоку на момент его влюбленности в Садовскую исполнилось всего 16 лет. Встреча этих двух, казалось бы, совершенно неподходящих друг другу в плане романтических отношений людей состоялась на одном из немецких курортов под названием Бад Наугейм. Блок сильно влюбился в эту женщину, просвещал ей свои стихи и назначал тайные свидания. После того как они вернулись в Санкт-Петербург, между ними возникают отношения. Но очень скоро Александр охладевает к своей даме и у него появляется новая фаворитка − Любовь Дмитриевна Менделеева.

Первая влюбленность друг в друга

Однажды Любина мать пригласила семнадцатилетнего Сашу посмотреть один из спектаклей, которые в то лето часто ставились в Боблове для местных крестьян. Любовь Дмитриевна которой нами рассматривается, в течение всей своей жизни периодически мечтала стать великой актрисой, и, конечно же, она принимала активное участие в постановках этих спектаклей, играя в некоторых из них даже главные роли.

В тот вечер роковой для молодых людей встречи на сцене импровизированного театра ставились отрывки из «Гамлета». Конечно же, люба играла Офелию, а на роль Гамлета вызвался сам Блок.

Девушка произвела на него огромное впечатление, она была свежа, молода, нежна и одновременно строга и неприступна. На нее же молодой человек вначале произвел противоположное впечатление. Она назвала его высокомерным позером.

После спектакля Любовь Дмитриевна Менделеева и Блок все же решили прогуляться и остались наедине. Именно во время этой совместной прогулки они прониклись взаимной симпатией. Позднее оба вспоминали, что эта встреча послужила началом их романа.

Увлечение мистикой, учениями Соловьева и мечты о «Прекрасной даме»

Известным фактом является то, что Блок был очень привязан к учениям Соловьева и подвержен различным мистификациям. Он верил в существование некой загадочной Прекрасной Дамы, которая является воплощением нежности и женственности. И смысл всей жизни состоит в том, чтобы найти ее и любить особой любовью всю жизнь.

Именно эта Прекрасная дама станет главным предметом знаменитой блоковской лирики, а живое воплощение образа очень скоро он найдет именно в своей давней знакомой - Любе.

Мистические встречи в Петербурге

После той встречи в Боблово в отношениях между Сашей и Любой наступило охлаждение. Он вернулся в Петербург и постепенно стал считать для себя, что их знакомство полностью окончено. Менделеева, в свою очередь, поступила в Петербурге на Высшие женские курсы, полностью погрузилась в студенческую атмосферу. Казалось, молодые люди давно расстались с мыслями друг о друге. Но их начал сводить случай. Однажды в Петербурге Блок совершенно случайно увидел Любу, которая направлялась на учебу. Он не стал окликать девушку, а просто последовал за ней тайно, проведя ее до самого здания Женских Курсов.

Прошло совсем немного времени, и поэт опять увидел Любу. На этот раз случайная встреча состоялась в Малом театре, во время премьеры «Короля Лира». Именно тогда в голове у Блока появилось и плотно укоренилось убеждение в том, что все эти встречи далеко не случайны.

Он понял, что все происходящее между ним и Любой является мистическим стечением обстоятельств. Идеи Соловьева требовали найти свою единственную «Прекрасную даму», и Блок нашел ее в лице Менделеевой.

Воскрешение любовных чувств

После встречи в театре молодые люди вновь возобновляют свое общение. В Блоке просыпаются к Любе сильные чувства, которые начинают граничить с какой-то одержимостью. Она же, наоборот, всячески отказывается воспринимать его идеи и соображения на мистическую тематику. На основании идейных и религиозных соображений они часто спорят и сорятся. Их отношения в этот период очень нестабильны: они то испытывают нежность друг к другу, то полностью охладевают.

Логическое развитие этого всего наступает в ноябре 1902 года, когда Александр делает своей любимой предложение, и Любовь Дмитриевна Менделеева принимает его.

Отношения поэта с матерью и ее нелюбовь к Менделеевой

У Александры Андреевны Бекетовой, матери Блока, была довольно непростая судьба. В юности у нее случился бурный роман с юристом, Александром Блоком-старшим. Он закончился свадьбой и рождением будущего поэта. Но этот брак был весьма неудачным. Молодой муж любил выпить и позволял себе поднимать руку на свою жену. Она была вынуждена уйти от него и всю свою последующую жизнь посвятила сыну. Она обожала своего Сашу и уделяла ему все свободное время. Конечно же, когда он объявил о скорой женитьбе, Александра Андреевна была, мягко говоря, не в восторге. Она очень ревновала Блока, да и к тому же сама Менделеева ей не очень нравилось. Бекетова считала свою невестку слишком холодной и в чем-то высокомерной. Даже после того, как свадьба состоялась, свекровь так и не стала нормально воспринимать свою невестку, и их отношения никак не складывались. Парадоксальным является то, что подружиться женщины смогли много лет спустя после смерти Александра. Горе настолько их сблизило, что до самой своей кончины Александра Андреевна проживала с когда-то ненавистной ей Любой.

Земная и духовная любовь в понимании Блока

Приверженность Блока соловьевским учениям во многом усложняла его супружескую жизнь с Любой, поскольку, строго следуя им, Александр воспринимал ее в качестве некого идеала, воплощения Вечной Женственности.

В сознании поэта существовало четкое разделение между любовью плотской, физической и духовной. К своей жене он питал именно второй вид чувств и постоянно уклонялся от физической близости, считая, что она в конце концов разрушит их отношения. Скорее всего, это и стало фактором, который вынудил в будущем Менделееву искать счастья с другими. Блок при этом не отставал от супруги и имел отношения как с обычными девицами легкого поведения, так и заводил вполне серьезные романы. Первый в этой семье образовался при помощи близкого друга Блока - поэта, известного под псевдонимом Андрей Белый.

Бесконечные измены и романы на стороне

Белый в определенный период времени был очень близок с Блоком. Александр со своей супругой часто гостил у Белого, и с каждой встречей тот все больше и больше влюблялся в Любовь Дмитриевну. Она вела себя неоднозначно: с одной стороны, от мужа она уходить не собиралась, но в Белом поддерживала искру заинтересованности. Он писал ей письма с пылкими признаниями и просьбами бросить мужа, она показывала их мужу, и у этой троицы происходили постоянные разбирательства. Все это продолжалось на протяжении трех лет, за которые Белый довел себя до состояния патологической зависимости от Менделеевой. Ее же это все в конце концов стало утомлять. На одной из последних совместных встреч было решено, что Белый с семейством Блоков не будет видеться на протяжении последующего года. Он сдержал слово и уехал в Мюнхен. После этого он встретился с Менделеевой еще несколько раз и наконец-то окончательно охладел к ней.

В этой нестандартной паре интригами на стороне грешила не только супруга Александра Блока. Сам поэт был замечен в бесконечных связях с девушками легкого поведения, но и у него случались серьезные романы. Например, стоит вспомнить об одной из актрис (к которым Блок всегда чувствовал особую слабость) по имени Наталия Волохова. Она была достаточно эффектна внешне, и Александру в некоторый момент показалось, что именно к ней он ощущает и духовную, неземную близость, и плотскую страсть. Увлечение этой дамой было настолько серьезно, что стали говорить о скором разводе Блока и Менделеевой. Но Люба не растерялась, она сама пришла к Волховой и предложила актрисе взять на себя не только любовные утехи с мужем, но и всю остальную бытовую заботу о нем. После этого роман актрисы с Блоком быстро окончился, а ее дружба с женой любовника, как ни странно, длилась практически всю жизнь.

Любовь Дмитриевна Менделеева: дети

У супруги Блока также был серьезный роман. Ее избранником стал молодой актер по имени Константин Давидовский. Женщина была с ним на театральных гастролях по Кавказу и обо всем честно писала в письмах Блоку. После завершения гастролей Люба возвращается домой и рвет с любовником все отношения. Но оказывается, что она была беременна. Поскольку срок был немалым, Блоки решают оставить этого малыша и сделать вид, будто он их общий. К сожалению, после рождения ребенок прожил всего 8 дней. Как ни парадоксально, но Александр переживал смерть младенца намного тяжелее, чем его собственная мать.

Уход Блока из жизни

После смерти ребенка, чтобы оправиться, супруги много путешествуют, Люба пытается забыться и увлекается театром. У нее опять случается роман с актером, который младше ее на 9 лет. Она просит у Блока развод, но тот ее не отпускает. Сам поэт, в свою очередь, немного позднее увлекается оперной певицей - Любовью Дельмас, но страсть проходит быстро. Казалось бы, что это вереница взаимных измен могла тянуться до бесконечности, но точку поставила странная болезнь Блока, которой врачи на то время так и не смогли найти какого-либо объяснения. Его мучила высокая температура, сильные непонятные боли. Поэта не стало 7 августа 1921 года. Мать пережила своего сына всего на 2 года, и это время, как ни странно, она ютилась в небольшой коммунальной квартире со своей некогда ненавистной невесткой.

Сама Любовь Дмитриевна Блок после смерти мужа издала книгу воспоминаний о нем, работала в хореографическом училище. Говорят, что после смерти Александра она не завела ни одного романа, храня ему, таким образом, верность после его кончины и оберегая память о нем.

Имя при рождении:

Александр Александрович Блок

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Петроград, РСФСР

Гражданство:

Подданство:

Российская империя

Род деятельности:

Поэт, драматург

Направление:

Символизм

Элегия, поэма, послание

Язык произведений:

Общие сведения

Революционные годы

Болезнь и смерть

Семья и родственники

Творчество

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

Переписка

Память о Блоке

В искусстве

Места, связанные с Блоком

Белоруссия

Литература

Использованная литература

Справочные материалы

Исследования, критика

Популярные работы

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя - 7 августа 1921, Петроград,РСФСР) - русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Биография

Общие сведения

Отец А. Блока - Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета.

Мать - Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синодао расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этом же году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Летом 1913 года Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

Революционные годы

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал, как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

В начале 1920 года умирает Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Болезнь и смерть

Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта - он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевыми Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока - главный редактор журнала «Наше наследие» - Владимир Енишерлов.

Творчество

Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта«Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафешантанови концертов этого жанра).

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Как отмечал Ю. П. Анненков,

Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы - в частности, И. А. Бунина:

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915-1920 годах и концерты которого посещал десятки раз.

Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз :

Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать», на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере … Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились…

Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

  • Блок А. А. Михаил Александрович Бакунин // Блок А. А. Собрание сочинений в 6 томах. Л.: 1982. - Т.4. (Написано 1906, впервые напечатано: Перевал. 1907. № 4 (февраль)).
  • Последние дни Императорской власти: По неизданным документам составил Александр Блок. - Петроград: Алконост, 1921.

Переписка

  • Письма Александра Блока. - Л.: Колос, 1925.
  • Письма Александра Блока к родным: [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой]. Т. 1-2. - М.-Л.: Academia, 1927-1932.
  • Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. - М.-Л., 1936.
  • Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. - М., 1940.
  • Блок А. А. Письма к жене // Литературное наследство. - Т. 89. - М., 1978.
  • Бываю у Качаловых
  • Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. - 1970. - № 11. - С. 190-201.

Память о Блоке

Названия, данные в честь Блока

  • 22 февраля 1939 года бывшая Заводская улица в Ленинграде, находящаяся неподалёку от последней квартиры Блока, была переименована в улицу Александра Блока.
  • В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.

В искусстве

К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой... Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов-Сухаревский). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский).

Наиболее известные песни на стихи Александра Блока

  • «Россия. Опять, как в годы золотые» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Сольвейг» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В тихий вечер мы встречались» (Сердце помнит эти сны) (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В темном парке под ольхой» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги!» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Не призывай. И без призыва приду во храм» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Я стремлюсь к роскошной воле» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Благословляю всё, что было», «О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!», «Глядят внимательные очи» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Окна во двор» (польск. Okna na podwórze ; пер. Ю. Тувима) на альбоме «Cyfry» (испол. Przyjaciele)

Места, связанные с Блоком

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Белоруссия

В августе 1916 года поэт побывал в Белоруссии, когда по её территории катилась «война с германцами». Полесские дороги поэта - от Парахонска до Лунинца, далее до деревушки Колбы Пинского района. По пути на Пинщину он останавливался в Могилёве и Гомеле, осматривал достопримечательности, в особенности дворец Румянцевых-Паскевичей.

Запись в дневнике поэта: «Тема для фантастического рассказа: „Три часа в Могилёве на Днепре“. Высокий берег, белые церкви над месяцем и быстрые сумерки». Видимо, рассказ о Могилёве Блок написал, но не успел опубликовать. Вместе с другими рукописями он был уничтожен в усадьбе Шахматово во время пожара в 1921 году.

Литература

Использованная литература

  • Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Л.: Худож. лит, 1980-1982. - 300 000 экз.
  • Белый А. Символизм. - М.: Мусагет, 1910.
  • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. - М.: Эксмо, 2004.
  • Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., Л., 1966.
  • Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. -5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л.: Сов. писатель, 1975.
  • Минц З. Г. Блок и русский символизм. - М.: Наука 1980.
  • Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.
  • Ашукин Н. Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880-1921. Библиография 1903-1923. [М.], 1923.
  • Колпакова Е., Куприяневский П., Максимов Д. Материалы к библиографии Александра Блока за 1928-1957 годы // Уч. зап. Вильнюсского педагогического института. 1959. Т. 6.

Мемуары

Исследования, критика

  • Александр Блок: Исследования и материалы: Т. 4. Отв. ред. Н. Ю. Грякалова. СПб.: Пушкинский дом, 2011. 624 с., ил. 500 экз., ISBN 978-5-91476-031-8
  • Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. М., 1999
  • Александр Блок. Новые исследования и материалы // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1-5. М., 1980-1992
  • Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964-1998
  • Жирмунский В. М. Поэзия А. Блока, П., 1922.
  • Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы в 8 томах. - М.: Наука, 1994. - Т. 8. - С. 94-99.
  • Волков Н. Д. Александр Блок и театр. М., 1926. 157 с.
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975
  • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997
  • Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997
  • Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып. 1-4. Тарту, 1965-1975.
  • Минц З. Г. Александр Блок // История русской литературы в 4 томах. - Л.: Наука, 1983. - Т. 4. - С. 520-548.
  • Орлов В. Н. Гамаюн. - М.: Известия, 1981.
  • Книги и статьи Аврил Пайман (Dr.Avril Payman) - всемирно-известного Блоковеда и родственницы поэта по мужу.
  • Симонова И. А. «Старый дом глянет в сердце мое…» (Блоковское Шахматово) - М., 1998.
  • Карпенко А. Н. Прекрасная Дама как Смерть в "Незнакомке" Блока. Читальный Зал
  • Чуковский К. Книга об А.Блоке П., «Эпоха», 1922.
  • Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.
  • Иванов В. В. 14) «Из лирики - в трагедию». Александр Блок и театр 20-х годов // Литературное обозрение. М., 1980. № 10. С.86-91.
  • Иванов В. В. «Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004-2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74-94
  • Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.: Росток, 2012. - 608 с., 1500 экз., ISBN 978-5-94668-098-1

Популярные работы

  • Турков А. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 1969. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 15 (475)).
  • Новиков В. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 362 с. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 1258).

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Александр Блок, воспитываясь в семье матери, урожденной Бекетовой, мало знал своего отца и редко встречался с его родственниками - Блоками, живущими в Петербургу Но это вовсе не значит, что семья Блоков не оказала пусть скрытого, но существенного влияния на его личность и творчество. Наибольший интерес в этой разветвленной семье представляет для нас характер отца поэта - Александра Львовича Блока, - человека незаурядного, во многом загадочного, не оцененного по достоинству современниками да и потомками.

Чтобы приблизиться к пониманию этого характера, нам предстоит перенестись в Германию, где 19 сентября 1698 года в Шверине, в Мекленбургской соборной общине был окрещен ребенок Людвиг Блок - сын Христиана Блока. Для нас это один из первых известных представителей семьи, давшей через столетия России великого поэта. В дальнейшем рассказе о предках Александра Блока вплоть до конца XVIII века мы прибегнем к сведениям, систематизированным в насыщенной фактами работе Н. П. Ильина и С. А. Небольсина «Предки Блока . Семейные предания и документы», и к архивным материалам, полученным нами из ГДР. Когда-то первый биограф Блока Мария Андреевна Бекетова, подготавливая биографию племянника, обратилась в Мекленбургско-Шверинский государственный архив с запросом о немецких предках Блока . В упомянутой работе впервые полностью приводится в переводе на русский язык ответ из Германии. «Семья... была бюргерской»,- говорится в том документе. И действительно, Людвиг Блок был гарнизонным фельдшером в крепости Дёмитцна реке Эльбе, назначенным туда герцогом Карлом Леопольдом 8 сентября 1733 года. Вел далекий предок поэта поначалу, видимо, жизнь достаточно вольную. Во всяком случае, он бросил законным образом обрученную с ним невесту, дочь дьячка Маргарет Элизабет Нине и свою внебрачную дочь Марию Луизу и женился вновь, обвенчавшись в чужой общине с Зузанной Катариной Зиль, дочерью пекаря Юргена Петера Зиля из Дёмитца. От этого брака родилось шестеро детей, один из которых Йохан Фридрих, крещенный 10 октября 1735 года, и стал родоначальником русской фамилии Блоков. Но для этого предстояло ему совершить длительное путешествие в суровую Россию. И здесь возникает первая загадка. В автобиографии Александр Александрович Блок писал: «Дед мой - лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга...» Поэт повторяет версию, высказанную биографом его отца Е. Спекторским в книге «Александр Львович Блок, государствовед и философ», к которой мы еще не раз обратимся. Видимо, эта версия неверна и основана на искаженно понятой биографом информации. Практически невероятно, чтобы немецкий лекарь в середине семнадцатого века, уже послужив врачом русского царя, затем вернулся в родной Мекленбург, где внук его стал заурядным гарнизонным фельдшером. Первыми из Блоков, отправившихся в Россию, были, конечно, Йохан Фридрих и его старший брат Христиан Людвиг, перешедшие в русскую службу в середине XVIII века. То было время массового вступления иностранцев на должности в России. Но для путешествия Блоков могла быть, кроме общей тенденции, и более частная причина. Для выяснения ее придется вспомнить вкратце историю одного из звеньев русского царствующего дома.

Когда скончалась дочь Иоанна V Анна Иоанновна, на престол вступил ее внук Иоанн Антонович, новорожденный младенец. Регентом при нем был назначен Бирон. Падение Бирона было предопределено ненавистью, которую возбудил он в кругах русского офицерства, гвардии и высшей администрации. Фельдмаршал Миних совершил переворот, в результате которого Бирон был отправлен в ссылку, а регентом при малолетнем сыне стала принцесса Анна Леопольдовна. Для России мало что изменилось. Историк Сергей Михайлович Соловьев писал: «Мы видели, как народное чувство, оскорбленное господством Иностранцев, высказалось тотчас же при смерти императрицы Анны, когда герцог курляндский объявил себя регентом. Падение Бирона приняли с восторгом; но скоро увидели, что прежний порядок вещей оставался, только ослабел вследствие резни, усобицы его представителей».

Для нашего рассказа важно, кем была принцесса Анна, не умевшая управлять, манкировавшая делами и все же незадачливо правившая Россией в течение целого года. Вступив на престол, ее тетка императрица Анна Иоанновна решила укрепить наследную линию отца, выдав свою племянницу, дочь герцогини Мекленбургской Екатерины Иоанновны за принца брауншвейгского Антона. Так мы подходим к, быть может, косвенной, но тем не менее отчетливо прослеживаемой связи, которая установилась у герцогства Мекленбургского с Россией. Тот самый герцог Карл Леопольд, назначивший немецкого предка Александра Блока гарнизонным фельдшером в своей крепости, вследствие сложных династических коллизий оказался дедом русского императора и отцом правящей царицы-матери. Человек грубый, неуравновешенный, горячий, герцог мекленбургский одно время даже внушал опасение тем, кто видел возможность усиления его влияния в России. «Если приедет, всем головы перерубит»,- говаривали вельможи. В то время, когда Анна Леопольдовна правила Россией, Йохан Фридрих Блок был ребенком.

Мы знаем, какова была дальнейшая судьба Брауншвейгской фамилии. С помощью роты гренадеров Преображенского полка дочь Петра I Елизавета в ночь на 25 декабря 1741 года пришла к власти. И с первых же дней стало ясно, что наступило время возвращения к политике Петра Великого. Одним из его правил было: «должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их в службу, но не давать им предпочтения перед русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними».

Йохан Фридрих и Христиан Людвиг Блоки, получившие изрядное по тому времени медицинское образование в Германии, не претендовали на правительственные должности. Несмотря на то что Анна Леопольдовна давно скончалась, а семья ее была заброшена в далекие окраины России, на службе русской находилось еще немало выходцев из Мекленбурга, приехавших во время правления их герцогини и готовых оказать нужную протекцию двум юным энергичным ученым землякам. Да и Россия крайне еще нуждалась в знающих профессионалах. В том числе особо - в лекарях.

Госпитальные школы не могли доставить должного количества врачей; только что был учрежден медицинский факультет при Московском университете, однако лекарскому искусству часто пока обучали на дому кустарно. В таких условиях приезд врачей из Германии был желанным. Встречали их как необходимых учителей и работников.

Потеряв отца, юные Христиан Людвиг и Йохан Фридрих отправились в Россию. На русскую службу вступили они в 1755 году, за год до начала Семилетней войны. Был прапрадед Блока в те годы подлекарем, а затем лекарем в Новгородском пехотном полку. Документы доносят до нас не много сведений о деятельности его в России. Но известно, что врастал он постепенно в русский быт, был врачом искусным и известным. Учивший детей харьковского помещика Щербинина пастор Виганд рассказывал, что Блок сделал его воспитаннику в Петербурге «удачную, очень трудную операцию». В «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара читаем о Иване Леонтьевиче (такое отчество Блок принял в России): «...В 1777 переведен в Измайловский полк штаб-лекарем, а оттуда принят (1785) к Высочайшему двору лейб-хирургом с чином коллежского советника, и состоял при Государе Великом князе Павле Петровиче и Государыне Великой княгине Марии Федоровне. Блок имел счастье сопровождать Великих князей Александра Павловича и Константина Павловича во время их путешествия за границу...» При Павле I был Иван Леонтьевич Блок возведен в российское дворянство, ему было пожаловано «600 душ с землей и угодьями в Ямбургском уезде».

Пытаясь проследить в глуби истории судьбы предков Александра Блока , мы поневоле задумываемся, где, в каких душах копилась та энергия, которая через поколения нашла выход в стихах великого поэта; как складывались пути развития двух семей: одной русской - Бекетовых и другой немецкой - Блоков, перекрестившиеся во второй половине XIX века, чтобы слиться в человеке, обессмертившем имена своих предков.

Но и в XVIII и в начале XIX века немецкие предки Блока предпочитали браки внутри своей национальности. Иван Леонтьевич Блок был женат на Катарине Виц. Их сын Александр Иванович - прадед поэта. Он занимал немалые посты в чиновничьей иерархии государства Российского. Сохранился портрет Александра Ивановича - небольшая акварель, выполненная самым популярным камерным портретистом первой половины XIX века Петром Соколовым в 1829 году. Красивый, несколько усталый человек, выглядящий гораздо старше своих сорока четырех лет, смотрит на нас с пожелтевшего листа. То, что это работа Петра Соколова - художника, создавшего портреты почти исключительно представителей высшей аристократии, красноречиво аттестует положение А. И. Блока. Действительно, начальник собственной конторы императора Николая I, был Блок включен даже в личное завещание Николая, составленное в 1845 году с просьбой к наследнику о пожаловании тайному советнику Блоку за его долгую и верную службу пенсии в размере оклада содержания.

Александр Иванович Блок был женат на Наталье Петровне фон Геринг. Им принадлежало несколько имений в разных уездах Петербургской губернии. Семья была большая - четверо сыновей и четверо дочерей. Одним из сыновей Александра Ивановича был Лев Александрович, будущий дед поэта. О нем дошло до нас больше сведений, чем о его родителях. Но прежде чем рассказать о Льве Александровиче, сравним его портрет с портретом Александра Блока - поэта. Они поразительно похожи. Внук унаследовал от деда тот же холодный взгляд, правильные черты лица - весь облик поэта необычайно напоминает Льва Александровича. Унаследовал Александр Александрович и некоторые черты характера деда.

Но как же складывалась жизнь одного из восьми детей тайного советника А. И. Блока?

Дед поэта родился в высокопоставленной чиновничьей семье. Видимо, этим объясняется то, что уже в юности получил он придворный чин камер-юнкера, тот, которым Пушкин был оскорблен в зрелые годы. Лев Александрович учился и окончил привилегированное училище правоведения. Давало оно серьезное образование, готовя высших государственных служащих. С училищем правоведения были связаны несколько поколений родственников Блока . Последним, в начале двадцатого века, кончил его двоюродный брат поэта, товарищ его детских лет, Феликс Адамович Кублицкий-Пиоттух. Но обратимся к судьбе деда Блока.

Лев Александрович был товарищем по училищу Ивана Аксакова и Константина Победоносцева. Его служебная карьера развивалась очень успешно. Пройдя первые ступени чиновничьей службы, он избирается гдовским предводителем дворянства. Воспоминания, которые оставили современники о Л. А. Блоке, говорят о его наружности, карьере, но совершенно не касаются личности, духовных устремлений. Видимо, это не случайно. Дед Блока был типичным представителем чиновничьей аристократии, он вряд ли выделялся каким-либо особым талантом среди коллег, но, имея высокие связи и живой ум, успешно продвигался по служебной лестнице. Будучи гдовским предводителем дворянства, в один из приездов в Псков познакомился он с дочерью псковского губернатора Ариадной Черкасовой, девушкой необычайной красоты.

Этот момент очень важен в истории семьи Блоков. Через два поколения после того как обосновалась она в России, ее представитель Лев Блок делает предложение коренной русачке Ариадне Черкасовой. Именно здесь началось то сближение, которое дало России необычный талант - поэта Блока .

Мы не много знаем о прадеде Блока Александре Львовиче Черкасове, но то, что был он человеком незаурядным, утверждать можем. М. А. Бекетова называет его из ряда вон деспотичным и жестоким человеком. Кроме ее книг, подтверждения этому нигде найти не удалось. Возможно, обладал он нелегким характером. Происходил он из дворян Новгородской губернии, центра России, который издревле считался ее оплотом и защитой. Служил какое-то время Александр Львович Черкасов в Сибири, где получили домашнее образование его дочери. В 1846 году, 13 марта «Псковские губернские ведомости» сообщили, что на должность псковского гражданского губернатора «вместо генерал-майора Ф. Ф. Бартоломея - 2-го назначен Александр Львович Черкасов». На первый взгляд и не столь важно, как губернаторствовал в старинном северном городе, в середине XIX века, прадед Блока . Но если пытаться выявить в эволюции рода какие-то тенденции и закономерности, то будет небезынтересно хотя бы вкратце узнать о деятельности Черкасова во Пскове, не забытой и до сих пор он оставил после себя память как губернатор-преобразователь. Александр Львович принял дела после голода и сильного наводнения на реке Великой в 1845 году. Память о человеке сохраняется в делах его. А. Л. Черкасов много строил. Он основал во Пскове чугунолитейный завод - первенец промышленности этого города. До сих пор сохранился Кутузовский сад, заложенный прадедом Блока . История помнит об энергичной борьбе Черкасова с эпидемией холеры в 1848 году, не принесшей тех бед городу, какие подобные эпидемии приносили ранее. Ныне, идя по мосту через реку близ Троицкого собора, знают псковичане, что именно при Черкасове был открыт на этом месте мост, пересекший Пскову. Был он крытым и носил название «Американский». И до сих пор сохранился в Пскове дом, где жили Черкасовы. Построенное в 1830 году близ церквей XVI века Анастасии Римлянки в Кузнецах и Василия на Горке, здание это внешне почти не изменилось. Сейчас в бывшем губернаторском доме областная детская библиотека, и ее Красный зал и изящные люстры напоминают времена, когда проходил по этому паркету прадед Александра Блока .

В Пскове, в губернаторском доме, родился 20 октября 1852 года отец поэта - Александр Львович Блок. Но вначале еще о Льве Александровиче - деде поэта. Это был последний Блок - лютеранин. «Нашего общего с ним деда Льва Александровича Блока я не застал в живых...- пишет Г. П. Блок, двоюродный брат поэта. - В нашем доме было много его изображений, миниатюрный портрет белокурого юноши с оживленным лицом... потом бледный дагерротип 50-х годов, потом целый ряд фотографий зрелых и старческих. Я с детства любил это длинное, бюрократически-строгое, значительное лицо с холодными глазами». В 1863 году статский советник, камер-юнкер А. Л. Блок занимает должность председателя Новгородской казенной палаты -органа министерства финансов. Сохранился в архивах целый ряд документов, подписанных дедом поэта.

Новгородская казенная палата находилась в правом крыле здания, построенного в Новгородском кремле в конце XVIII - начале XIX века на месте бывшей Приказной палаты. Оно и сейчас находится сразу за памятником Тысячелетия России. Видимо, Александр Львович присутствовал на открытии памятника и, быть может, изображен на знаменитой картине В. Виллевальде «Открытие памятника 1000-летия России в 1862 году», в группе «отцов города».

В своей биографии Блока Мария Андреевна Бекетова, опираясь на семейные воспоминания, пишет, что не была добрая и смиренная Ариадна Александровна - бабушка поэта - счастлива со своим мужем. Он «отличался нравами ловеласа и был скуповат», - замечает Бекетова.

В 1871 году семья Блоков уехала из Новгорода. Лев Александрович получил новое назначение вице-директора Департамента таможенных сборов. К этому времени у Блоков было четверо детей: Александр (будущий отец поэта), Петр, Иван и Ольга. В Петербурге поселились Блоки в казенной квартире на Васильевском острове, возле Дворцового моста. Имели они еще и деревянный дом в столице, и дачу неподалеку от Петергофа. В Ямбургском, Гдовском и Лужском уездах они владели нераздельными родовыми землями. Это была вполне типичная благополучная чиновничья семья, жизнь которой протекала с размеренной педантичностью. За два года до смерти Лев Александрович Блок вышел в отставку и переехал в Германию. Жил он там с женой крайне замкнуто. У Льва Александровича прогрессировала странная душевная болезнь. Всегда свойственная ему мелочная аккуратность обратилась в манию. На все предметы заказывались специальные колпачки и футляры.

Их отец не дожил до этого времени. Он скончался в 1909 году в Варшаве, ведя в конце своих лет все более и более странный образ жизни. «Я был у него в его варшавской квартире, - вспоминал Г. П. Блок. - Он сидел на клеенчатом диване за столом. Посоветовал мне не снимать пальто, потому что холодно. Он никогда не топил печей. Не держал постоянной прислуги, а временами нанимал поденщицу, которую называл «служанкой». Столовался в плохих «цукернях». Дома только чай пил. Считал почему-то нужным экономить движения и объяснял мне:

Вот здесь в шкафу стоит сахарница; когда после занятий я перед сном пью чай, я ставлю сюда чернильницу, а утром опять одним движением ставлю сахар и беру чернильницу.

Он был неопрятен (я ни у кого не видал таких грязных и рваных манжет), но за умыванием, несмотря на «экономию движений», проводил так много времени, что поставил даже в ванной комнате кресло:

Я вымою руки, потом посижу и подумаю».

И тот же мемуарист, как видим, далеко не склонный к приукрашиванию своего героя, пишет, что его поразил «необычайно широкий охват его учености и вызывающая едкость суждений. Он особенно взволнованно говорил о Византии. На моих глазах разгорался затаенный, темный огонь».

Но, конечно, лучший портрет отца последних лет оставил его гениальный сын.

Привыкли чудаком считать
Отца - на то имели право;
На всем покоилась печать
Его тоскующего нрава;
Он был профессор и декан;
Имел ученые заслуги,
Ходил в дешевый ресторан
Поесть - и не держал прислуги;
По улице бежал бочком
Поспешно, точно пес голодный,
В шубенке никуда не годной
С потрепанным воротником;
И видели его сидевшим
На груде почерневших шпал;
Здесь он нередко отдыхал,
Вперяясь взглядом опустевшим
В прошедшее... Он «свел на нет»
Все, что мы в жизни ценим строго...

Презревши молодости пыл,
Сей Фауст, когда-то радикальный,
«Правел», слабел... и всё забыл;
Ведь жизнь уже не жгла - чадила,
И однозвучны стали в ней
Слова: «свобода» и «еврей»...
Лишь музыка - одна будила
Отяжелевшую мечту:
Брюзжащие смолкали речи;
Хлам превращался в красоту;
Прямились сгорбленные плечи;
С нежданной силой пел рояль,
Будя неслыханные звуки:
Проклятия страстей и скуки,
Стыд, горе, светлую печаль...

Как же складывались взаимоотношения отца и сына? Встречались они редко, но переписывались. Александр Львович много помогал сыну материально, внимательно следил за его стихами. Письма Блока отцу изданы, несколько писем Александра Львовича сыну с копий, хранившихся в собрании Н. П. Ильина, напечатал в переводе на польский язык А. Галлис. Интересно хотя бы кратко познакомиться с неопубликованными письмами А. Л. Блока - они многое объясняют (даже формой писем, с массой скобок, отступлений, сносок) в характере отца поэта!

В 1898 году Александр Блок заканчивает гимназию и поступает в университет. В письме от 12 октября он сообщает отцу: «Теперешней своей жизнью я очень доволен, особенно тем, конечно, что развязался с гимназией, которая смертельно мне надоела, а образования дала мало, разве «общее». В университете, конечно, гораздо интереснее, кроме того, очень сильное чувство свободы, которую я, однако, во зло не употребляю и лекции посещаю аккуратно...» Далее Блок пишет, что часто бывает у родственников отца, увлекается театром, пишет стихи.

Ровно через месяц отец отвечает из Варшавы:

«Благодарю тебя за письменное поздравление и сам хочу тебя поздравить, милый Саша (и Сашура) с днем рождения, а заодно и с переходом в университет, желая всего больше доброго здоровья и дальнейших расширений умственных горизонтов - как во времени, так и в пространстве: это м. б. доступно на первых курсах, где преподаются главным образом науки исторические и отчасти «философские». О современном петербургском представителе последних я читал и слышал (от студентов) отзывы почти восторженные, наряду с которыми не мог не придавать значения и твоему (по-видимому беспристрастному) хотя ты, вероятно не без основания, предпочитал «профессора, читающего дурно», своему (вполне литературному) домашнему учителю, не отступив перед сравнительными трудностями (каковые с пользою преодолимы, если не путем самообразования, то дополнительными лекциями Иссена, Карпова или иными).

Радуюсь твоим успехам артистическим, а также - что бываешь чаще у моих родных, от коих a’la longue получишь, между прочим, сведения из древней или средневековой моей «истории» (отечественной в некотором роде): новой и новейшей я уже не излагаю на тысячеверстном с лишним расстоянии, да и былые «средние века» обыкновенно только резюмировал двумя-тремя стихами Пушкина ; во избежание анахронизмов следовало бы давно переменить по крайней мере прежнее «грядущее» на настоящее, но в ожидании каких-нибудь «безумных лет» (пока лишь будущих) полезнее не портить вообще чужих стихов, а заниматься собственною «прозой», задержавшей и на праздниках меня в «волнуемой» (то Муравьевым, то Мицкевичем и проч.) Варшаве - несмотря на все желание с тобою и другими повидаться, что надеюсь, впрочем, выполнить не позже марта, когда будет Пасха у католиков».

1901 год. Александр Александрович Блок погружен в поэтическую стихию, лето он проводит в Шахматове, увлеченный Л. Д. Менделеевой, героиней стихов о Прекрасной Даме7)Именно в это время приходит ему мысль о перемене факультета в университете - с осени Александр Александрович начинает заниматься на филологическом факультете, испытывая «полную неспособность к практическим наукам, которые проходят на III курсе» юридического факультета. «Об этом мы с мамой говорили уже летом, - пишет он отцу, - причем я тогда уже возымел намерение перейти на филологический факультет... дело в том, что пока я был на юридическом факультете, мое пребывание в Университете было очень мало обосновано...»

Отец отвечал: «Милый мой Сашура, мысль теперь осуществляемая тобою, посетила и меня не раз за недавнее лето: собирался написать тебе о примирении «деятельности с «созерцательностью» - в смысле перемены факультета «хлебного» (или «служебного») на более литературный (и педагогический); однако не хотел «смущать» на случай уже состоявшегося умиротворения - в обратном направлении: так можно было заключить из маминого сообщения о «новой (твоей) ясности» перед наступлением последнего учебного периода и из твоих стихов о «светлой темноте» по крайней мере одного предмета, изучаемого петербургскими юристами на III курсе (в мое время на II-м). «И тут есть боги», - как сказал когда-то Аристотель, занимаясь даже «внутренностями животных»; но конечно «Сотворимый мир открыт» - не говоря «чувстве» - преимущественно «в разуме» и «в мере», почему от всей души приветствую тебя в этом, в сущности и «самом легком» (то есть благодарном - при талантах) поприще научного труда, к Нему (который «шлет свои дары») нас приближающем, хотя еще и не приравнивающем, в чем убеждается даже «Мефистофель»... До свидания зимою в Петербурге. Поздравляю будущих граждан с совершеннолетием».

Летом 1903 года была намечена свадьба А. А. Блока с Л. Д. Менделеевой. Отец писал в апреле 1903 года:

«Дорогой Сашура,

  1. Посылаю (переводом в отделение «Варшавского коммерческого банка» - где-то на Морской или на Невском: справиться в любой «конторе»; не мешает захватить с собою, кроме «чека», вид на жительство - в придачу к карточке визитной и т. п.) 1000 руб. - на предстоящую необходимую поездку за границу и на свадьбу, побуждающую от души желать тебе с невестой возможно полного благополучия.
  2. В виду того, что иногда «портрет еще простить» бывает близким людям легче, нежели «аренду», прилагаю также (для хранения) одну старинную работу многоуважаемого Д. И. Менделеева - «тех дней, когда любви светило (и) над нами ласково всходило» (впрочем даже тут «Мой горизонт затмило», ибо очевидно «не блестел луч солнца для меня!»)
  3. Благодарю за сделанные сообщения (в числе их - за Минто) и буду ожидать дальнейших - о ближайших надобностях (в русском, как и в польском смысле слова, не всегда входящем в «размер» по ударению)...
  4. Поздравляю (в данном случае нарушив оный) с первыми печатными трудами, за которые пока был привлечен к ответственности лишь одним директором гимназии (он оказался, в противоположность «старому учителю» у Гейне, чуть не «другом Клеопатры», мало озабоченной «карьерами» своих сподвижников из римлян): университет, предусмотрительно выписывая всякие журналы с октября на следующий год, еще не получает «Нового пути», который, кажется, ведет и к нашей Ангелиночке, читающей теперь ветхозаветного «Давида Копперфильда»-в перемешку с римско-католическими «Крестоносцами» Сенкевича, навязанными неким «юным» петербургским органом».

Александр Львович был жестоко оскорблен тем, что его не пригласили на брачную церемонию в Шахматово (после долгих раздумий сын решил этого не делать). И тем не менее он пишет, что и впредь будет высылать сыну 600 рублей ежегодно.

«Просящему могу давать и более - желая быть действительно полезным ближнему, к чему направлены и свойственные мне (не менее, чем маме или «бедным трудноуловимым» Мережковским) «разсуждения». Твоя женитьба так обставлена, что избавляет от необходимости «заботиться о нуждах низкой жизни», о текущей и грядущей «злобе дня», «какой простор» для «вольного искусства» или «безпредельного змеиного познания».

А. Л. Блок упрекает сына в том же письме в том, что он признает отца «настолько посторонним человеком, что, указывая день венчания... не только не «зовешь» (подобно «звездам» фетовским!) в деревню, а его родных не хочешь знать» (по «Горю от ума» в невиннейшей редакции «оправдывающей» сие у «химика» или «ботаника» отсутствием досуга)».

Но Александр Львович продолжает внимательно следить за литературной судьбой сына. И в этом же письме он просит его присылать отдельные журнальные оттиски, заканчивая послание словами: «Вообще я очень благодарен за то немногое, что ты мог сообщить о себе и прочем - не настаивая на немедленной отписке, выбивающей меня из колеи (не в пользу «адресата»)».

Как только вышел первый поэтический сборник Блока , он сразу же послал его в Варшаву. «Милый папа. Сегодня получил наконец свой первый сборник, который посылаю Вам. Пока не раскаиваюсь в его выходе, тем более что «Гриф» приложил к нему большое старание и, по-моему, вкус.

Вскоре на отрезном купоне денежного перевода на 100 рублей пришел из Варшавы стихотворный ответ:

«Благодарю за присланную книгу со стихами о «Прекрасной Даме», но смотря в нее1, все «видят фигуу2, и готовы чувствовать себя в Бедламе.

Верный своей манере, снабдил свое послание Александр Львович подстрочными примечаниями: «1. Конечно, в книгу, а не в «Даму», о которой и «рыдать» приходится. 2. Выражение народное, направленное очевидно против всякой эротической мистификации. 3. Из творений «Августа (когда я бываю именинником) Бессвязного»: вдвойне прозрачный псевдоним. 4. Бессмертный стих «мурзы» Державина . 5. Здешний книжный магазин Корабольникова. 6. Чем меньше «насмешу людей» (пословица)».

А. Блока , видимо, задело и огорчило это письмо. Он не слишком хорошо знал отца, но думал о большем созвучии их душ. Александр Львович же, воспитанный на классических образах русской поэзии - поклонник Пушкина , Лермонтова , Фета ,- не сумел уловить музыки первой книги сына.

Отец, конечно, не был тем объективным критиком, которого ждал поэт. Они продолжали переписываться - вяло и редко, иногда встречались, но, в сущности, все дальше уходили друг от друга.

Рубежом, после которого произошла перемена в отношении Александра Блока к отцу, стала смерть варшавского профессора. Тогда в заснеженной Варшаве, разбирая вещи и бумаги, быть может, задумался впервые он над трагической сущностью этого необычного, глубокого человека, так непохожего на окружающих. Знаменательные слова, которые мог прочесть поэт, сказала в заметке «О А. Л. Блоке» газета «Варшавское утро» 7 декабря 1909 года: «Какие-то анонимные корреспонденты упрекают нас, что мы дали «сочувственный отчет» о только что умершем профессоре. Грусто констатировать, что среди «радикалов», как именует себя один из корреспондентов, есть люди, не понимающие простых вещей. Можно иметь сторонников своих убеждений и, однако, презирать их. Все зависит от этического момента: как сам человек относится к своим убеждениям? Мы подчеркивали, что покойный А. Л. Блок был последовательным и открытым врагом наших убеждений, а потому мы и относимся к врагу своему с полным уважением, но в то же время искренно презираем сторонников наших убеждений, каждую минуту готовых перейти из одного лагеря в другой, торгуя своею совестью». Честные, достойные слова.

Сразу же по возвращении из Варшавы с похорон отца родился у А. Блока замысел поэмы «Возмездие », первая редакция третьей главы которой (самостоятельное произведение) носила вначале подзаголовок - «Варшавская поэма». Посвящалась она сестре поэта - Ангелине Александровне Блок.

Блок много работал над поэмой. Он не закончил ее, но образ отца, «интересного, цельного и даже сильного человека», получился завершенным, сложным, много говорящим о том, с кем чувствовал поэт тесную «кровную» связь. Сохранилось очень интересное, малоизвестное письмо поэта Евгению Васильевичу Спекторскому, написанное после получения от последнего книги об А. Л. Блоке. Письмо это красноречиво говорит об отношении к отцу и роли его образа в «Возмездии».

«Многоуважаемый Евгений Васильевич. Читаю Вашу прекрасную книгу об отце и имею потребность горячо пожать Вам руку и в качестве просто читателя, далеко не чуждого идеям и стилю книги; и в качестве сына А. Л., кровно связанного с его наследием, более, пожалуй, чем Вы это можете представить.

Не чувствуя себя вправе рецензировать книгу (это было бы с моей стороны поступком дилетантским), я предпочитаю познакомить Вас с моими мыслями о том же предмете при помощи своих литературных работ. Надеюсь, что мне удастся представить на Ваш суд и мою «тень отца», и другую ее «апологию», которая, увы, покажется кому-нибудь осуждением (без этого не обойтись), но будет для меня апологией, хотя другого типа, чем Ваша - «музыкальной» и, так сказать «от противного».

Сообщая Вам это, прошу лучше не говорить об этом посторонним: лучше, чтобы они не предполагали ничего биографического, если им и попадется когда-нибудь в руки моя будущая книжка...»

«Из семьи Блоков я выродился», - написал как-то Блок . И он был, конечно, прав. Бекетовы воспитали великого русского поэта, но все же были в его личности черты, унаследованные от предков - Блоков и особенно от отца, про которого лучше всех сказал он сам:

И, может быть, в преданьях темных
Его слепой души, впотьмах -
Хранилась память глаз огромных
И крыл изломанных в горах...
В ком смутно брезжит память эта,
Тот странен и с людьми несхож:
Всю жизнь его - уже поэта
Священная объемлет дрожь,
Бывает глух и слеп и нем он,
В нем почивает некий бог,
Его опустошает Демон,
Над коим Врубель изнемог...