Как кушал Пророк Мухаммед. Питание семьи Пророка Мухаммада Проф. Джелал Еничери

Пророк (сав) любил блюда из тыквы.

По сообщению Анаса (ра), однажды некий портной пригласил Посланника Аллаха (сгв) в гости. Анас (ра) же пошел к портному вместе с Пророком (сгв).

Портной предложил гостям ячменный хлеб и суп, приготовленный из тыквы и вяленого мяса. Рассказывает Анас (ра): “Я увидел, как Посланник Аллаха (сгв) собирает кусочки тыквы с края тарелки. С того дня я тоже полюбил тыкву”.

В другом риваяте со слов Анаса (ра) сообщается: “Увидев это, я не стал есть кусочки тыквы, чтобы они достались ему (сгв)”.

Еще один риваят гласит: “Начиная с того дня при любой возможности для меня готовили блюда из тыквы” (передают Муслим, Тирмизи и Абу Дауд).

Сообщается, что Пророк (сгв) предпочитал лук и ему не нравился запах чеснока. Так, Айша (ра) рассказала, что в самом последнем блюде, которое ел Пророк (сгв) был лук (Абу Дауд).

Джабир ибн Самура (ра) рассказывал, что однажды Пророк (сгв) был гостем Абу Аййуба (ра). После этого Абу Аййуб (ра) отправлял в дом Пророка (сгв) излишки еды из своего дома. В один из дней Пророк (сгв) отказатся от присланной Абу Аййубом (ра) пищи. Тот пришел к Пророку (сгв), чтобы выснить причину его отказа. Посланник Аллаха (сгв) сказал: “В ней был чеснок”. Абу Аййуб (ра) спросил: “О, Посланник Аллаха! Он (чеснок) харам?” Пророк (сгв) отвтеил: “Нет, но я не люблю его запах”.

Пророк (сгв) не употреблял молоко с медом.

Анас (ра) сообщил, что однажды Пророку (сгв) принесли то ли горшок, то ли деревянное блюдо, в котором было молоко с медом. Со слов Анаса (ра) по этому поводу Пророк (сгв) сказал следующее: “В посуде находится два угощения. Я его не буду есть, но и запрещать не буду тоже” (Табарани).

Прохладная пресная вода была самым любимым напитком Пророка (сгв).

Посланник Аллаха (сгв) имел обыкновение заставлять своих попутчиков брать много воды, когда он куда-либо отправлялся. Однажды, во время одного из походов, Пророк (сгв) распорядился устроить привал и попросил для себя воды. Умыы руки и лицо, он утолил жажду и сказал, обращаясь к находящимся вокруг него сподвижникам (ра): “Омойте частью ее свои лица и шеи”.
Всякий раз, после того, как Пророк (сгв) пил воду, он произносил следующую молитву: “Хвала Аллаху, Который сотворил воду пресной, а не горькой и соленой”.

Известно также, что однажды испив воды во время похода, Пророк (сгв) сказал о ней следующие слова: “Лучший напиток на том и на этом свете”.

Сахаба Абу Умама аль-Бахили (ра), поведал, что Посланник Аллаха (сгв), сказал: «Ничто не осквернит воду до тех пор, пока не изменятся ее запах, вкус или цвет» (Ибн Маджа).

В другом риваяте слова Пророка (сгв) передаются следующим образом: «Вода остается чистой, пока попавшие внее нечистоты не изменят ее запаха, вкуса или цвета».

Айдар Хайрутдинов












Хлеб , который ел Посланник Аллаха (с.а.в.): Наш Пророк всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: "Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха (с.а.в.) хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеяный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто""(Бухари). От Айши (р.а.) передают: "Члены семьи нашего Пророка (с.а.в.) до самой его смерти не ели досыта два раза ячменного хлеба".

Мед и халва : От Айши (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) любил халву и мед" (Ибн Маджа, Дарими).

Оливковое масло : Наш Пророк (с.а.в.) рекомендовал: "Употребляйте в пищу оливковое масло и наносите его на кожу, потому что его делают из плодов одаренного благодатью дерева" (Ибн Маджа, Дарими).

Употреблять в пищу курятину - сунна. "Я пришел к Абу Мусе (р.а.). Он ел курятину. Он подошел ко мне и сказал: "Кушай курятину и ты, потому что я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел курятину" (Насаи, Дарими).

Финики и молоко – прекрасная дозволенная пища. От Абу Халида (р.а.) передают: "Я пришел к человеку, который ел финики с молоком. Он пригласил меня: "Угощайся, ведь наш Пророк (с.а.в.) назвал финики с молоком ‘двумя прекрасными дозволенными’" (Ахмад ибн Ханбал).

Гранатовые деревья – деревья рая. От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Наш Пророк (с.а.в.) ел гранатовые зерна по одному. Мы спросили у него: ‘Почему ты так делаешь?’ Он ответил: ‘Нет на земле ни одного гранатового дерева, в котором ни было бы одного зернышка из рая. Я надеюсь, что одно из этих зернышек райское’" (Табарани). От Али (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок’" (Ахмад ибн Ханбал).

Айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение . Тальха (р.а.) передает: "Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха (с.а.в.). Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: ‘О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение’" От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Джабир ибн Абдуллах (р.а.) передал нашему Пророку (с.а.в.) плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк (с.а.в.) сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"(Табарани).

Уксус . "Уксус – прекрасная приправа" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Умму Хани (р.а.) передают: "Пророк (с.а.в.), придя к нам, спросил: ‘Есть ли у вас что-нибудь поесть?’ Я ответила: ‘У нас есть только немного хлеба и уксус’. Он сказал: ‘Принесите мне. Дом, в котором есть уксус, не считается бедным’" (Тирмизи).

Дом, в котором нет фиников, считается голодным . "Обитатели дома, в котором нет фиников, голодные"(Муслим, Абу Давуд и Тирмизи).

Хлеб – приправа к финикам . От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: ‘Это приправа к этому’" (Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом . "Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом" (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша (р.а.): "Наш Пророк (с.а.в.) ел арбузы и дыни с финиками и говорил: ‘Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого’" (Абу Давуд, Тирмизи).

Иногда наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами . "Посланник Аллаха (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Абдуллаха ибн Джафара передают (р.а.): "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел свежие финики с огурцами" (Бухари, Абу Давуд, Тирмизи).

Арбузы, дыни и огурцы были любимой едой нашего Пророка (с.а.в.). "Посланник Аллаха (с.а.в.) очень любил дыню, арбуз и огурцы" (Тирмизи).

Наш Пророк (с.а.в.) любил тыкву . От Анаса (р.а.) передают: "Один портной пригласил Посланника Аллаха (с.а.в.) к себе в гости, я пошел вместе с ним. Портной угостил нас ячменным хлебом, похлебкой с тыквой и вяленым мясом. Я увидел, что Посланник Аллаха (с.а.в.) искал в посуде куски тыквы и собирал их. С того времени я очень люблю тыкву". В другом риваяте говорится: "Увидев это, я не стал есть тыкву, которой угостили меня, а поставил перед ним". В следующем риваяте Анас (р.а.) говорит: "С того времени мне по мере возможности стали готовить блюда с тыквой" (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) отдавал предпочтение луку и не любил запах чеснока . От Айши (р.а.) передают: "Блюдо, которое самым последним отведал наш Пророк (с.а.в.), было с луком" (Абу Давуд). От Джабира ибн Самуры (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) был гостем у Абу Аййуба (р.а.). [Абу Аййуб] отправлял ему еду. Однажды отправил одно блюдо. Посланник Аллаха (с.а.в.) не стал его есть. Придя к Посланнику Аллаха (с.а.в.), Абу Аййуб спросил об этом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Оно было с чесноком’. Абу Аййуб (р.а.) спросил: ‘О, Посланник Аллаха (с.а.в.), а разве чеснок запретен?’ Ответил: ‘Нет, но я не люблю его запаха’" (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) не любил, когда молоко смешивали с медом . От Анаса (р.а.) передают: "Посланнику Аллаха (с.а.в.) принесли сосуд с подслащенным медом молоком. Он сказал: ‘В сосуде две приправы. Я и не ем их, и не запрещаю’" (Тирмизи).

Кто ест глину, то открывает дорогу самоубийству . "Кто ест землю, тот словно открывает дорогу самоубийству"(Табарани).

Стол Пророка Мухаммада был беден, но в помощи людям и в вере в Аллаха он был самым богатым. На его столе никогда не было пищи запрещённой Аллахом. Пророк не любил есть в одиночестве. Если ему не нравилось что-то из еды, он никогда этого не показывал, и запрещал обсуждать еду, учил уважать мнение других людей. Уронив на землю что-то из еды, советовал поднять, сдуть грязь, съесть, ничего не оставлять в тарелке и не объедаться. Пророк сказал: "Никто не может наполнить сосуд хуже чем свой желудок". .

Любимые блюда Пророка:

Он любил мëд и разные сладости. Одно из самых его любимых блюд было суп с хлебом разрезанным на куски (тирит). Он также любил арбуз, незрелые финики, мясные блюда.

Как и у всех арабов, молоко - любимый напиток Пророка, он сам доил коров. У семьи Пророка и у других семей угощение гостей молоком считалось большим почтением.

Трудности и порядок на кухне Пророка:

Пророк имел самую трудную должность (пророчество). Его семья часто переживала трудности. Он не имел время на заработки. Люди, которые были с ним от начала, тоже имели проблемы, в первую очередь материальные. Пророк от голода клал на живот камень. "В день он не ел две разных блюд" говорила умм аль-муминин Аиша.

Разнообразная пища вредна для здоровья. так как еды не хватало Пророк мало кушал. По словам Анаса "Он никогда не ел свежий хлеб и жареную баранину" . .

У Пророка дома ели хлеб с отрубями. В то время мусульмане ещё не добрались до мест, на которых растут оливки, гранаты, инжир и т.д.

В доме у него не было прислуг, жëны всë делали сами. Аиша говорила: "Я нигде не ела такую вкусную еду" . Он всегда отпускал рабов на волю. Он не имел собственного повара, но имел друзей-поворов. Его супруги сами молотили муку. Дочь Пророка хотела иметь раба, но получила отказ, ложилась спать усталой, вспоминая Аллаха.

Пророк запретил использовать золотую и серебрянную посуду. "Я не видел, чтобы он ел с медной тарелки" , говорил Анас, "он всегда ел за скатертью" .

В доме у него сидели на листьях финика, а посуда была деревянной. После еды он советовал использовать салфетку или полотенце.

Еда для нуждающихся и для гостей:

Сам голодный, он помогал другим. Всем, у кого есть возможность, советовал тоже самое.

После того, как власть над частью необработанных земел Бани Надир и Хайбар перешла к нему, Пророк заставлял их помогать нуждающимся. Пророк угощал гостей хлебом, мясом, молоком, маслом и т.д. Абу Хурайра говорит: "Гостей было много, и по этому Пророк оставался голодным" .

Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

Именно ему принадлежат слова: «Желудок - это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал: «Химья - это источник всякого исцеления, а желудок - дом всякой болезни».

Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее».

Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаhа и сподвижников.

Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

1) это то, что едят как лекарство;

2) это то, что едят для поддержания здоровья;

3) это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

Сбалансированное питание

Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение): «Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

Другой пример - втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

Баланс

Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка - это красное мясо.

Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили: «Мясо - господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

Но при этом Умар предостерегал: «Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

Другой сподвижник Пророка сказал: «Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

Главное - равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

Второй из основных микроэлементов - это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина - ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

Углеводы - это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды - это простейшие углеводы, например, глюкоза.

Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках - эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

По материалам: http://www.islam.com.ua/

1. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а господин питья ближнего и будущего миров — вода. Я же — господин потомков Адама и не горжусь этим.

2. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если едите суп (похлёбку), то ешьте с боков, потому что благо (баракят ) в его середине.

3. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Лучшая приправа — уксус. Не обеднеет тот дом, в котором есть уксус.

4. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а после него рис.

5. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте гранат, ибо с каждым его зерном, падающим в желудок, озаряется сердце, и шайтан изгоняется на сорок дней.

6. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте оливки (или используйте масло оливок), ибо они очищают желудок, удаляют желчь, укрепляют нервы, устраняют слабость, улучшают нрав, делают благой душу и удаляют тревогу.

7. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте виноград ягода за ягодой, потому что это полезнее и вкуснее.

8. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если в чем-то есть исцеление, то в надрезах хиджамы и напитке из мёда.

9. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если кто-то предложил вам выпить мёд, не отказывайтесь от этого.

10. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда готовите что-то , используйте тыкву, ибо она делает радостным печальное сердце.

11. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

12. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Нет ничего более ненавистного Аллаху, чем чревоугодие.

13. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Три вещи увеличивают память и удаляют желчь: чтение Корана, мёд и молоко.

14. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Абу Джухайфа пришёл к Посланнику Аллаха (С) и в разговоре отрыгивал. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Поменьше рыгай (то есть не ешь много). Те, которые много едят в ближнем мире, будут самыми голодными в Судный День». С тех пор Абу Джухайфа никогда не ел досыта до самой своей смерти.

15. Имам Реза (А) передал, что Имам Хусейн (А) сказал:

Когда Посланник Аллаха (С) принимал пищу, он говорит: «О Аллах, благослови нас в этом и даруй лучшее, чем это». А когда он пил молоко, говорил: «О Аллах, благослови нас в этом и надели нас этим».

16. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) принесли еду. Он хотел взять от неё и увидел, что она горяча. Тогда он сказал: «Подождём, пока она остынет, ибо благодать (баракят ) её станет больше. Аллах не кормит нас горячей едой».

17. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте мясо, ибо оно укрепляет мышцы. Кто не будет есть мясо в течение сорока дней — его нрав станет плохим.

18. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Возле Посланника Аллаха (С) стали говорить о мясе и сале (жире). Он сказал: «Каждый их кусок, который попадёт в ваш желудок, станет исцелением и выведет болезни».

19. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) не ел почки и не велел их есть из-за их близости к месту истечения мочи.

20. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Тальха ибн Убейдуллах пришёл к Посланнику Аллаха (С), и Посланник Аллаха (С) дал ему айву (или груши), сказав: «Возьми её, о Абу Мухаммад, потому что она укрепляет сердце».

21. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Кто съест двадцать одну изюминку натощак, не увидит в своём теле что-то , что беспокоило бы его.

22. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Джабраил сказал Пророку (С): «Ешьте молодые финики, ибо это лучшие из фиников. Это приблизит вас к Аллаху и отдалит от Огня».

23. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ешьте чечевицу, ибо она благословенна и чиста. Она смягчает сердце и умножает слёзы, и её благословили семьдесят пророков, последний из которых — Иса ибн Марьям (А)».

24. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте тыкву, потому что она увеличивает силу мозга.

25. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте масло оливок и мажьте им тело. Ибо тот, кто ест его и мажет им своё тело, — шайтан не приблизится к нему в течение сорока дней.

26. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал мне: «Используйте соль, ибо в ней — исцеление от семидесяти болезней, таких как проказа и сумасшествие».

27. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) дали дыню и финики. Он съел от того и другого и сказал: «То и другое — благо».

28. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто начнёт приём пищи с соли — Аллах удалит от него семьдесят болезней, таких как проказа.