Выполнение шарфа в технике батик шибори. Техники батика: холодный, горячий, узелковый. Материалы, необходимые для окрашивания ткани

Существует множество рукодельных техник, освоив которые, мы приобретаем навыки, которые позволяют расширить границы наших знаний о тканях, нарядах, истории костюма и других замечательных вещах. История батика насчитывает не одно тысячелетие, и надо сказать, что освоив это искусство, вы сможете не только стать обладателем оригинальнейших вещей, которые можно носить и дарить.

В ряду многочисленных стилей батика особенно выделяется сибори (или более привычное уху, хотя и несколько ошибочное - шибори). Придумали его японцы, чье искусство работы с текстилем общеизвестно.

Считается, что батик попал в Японию намного позже, чем например, в Китай, но не смотря на это, именно японцам удалось настолько усовершенствовать эту технику нанесения рисунков на ткань.

Историки костюма считают, что способ рисования на ткани с использованием защиты отдельных ее участков появился в Японии в 8 веке. Через несколько столетий спустя в обиходе японских текстильщиков появилось слово "санкэчи", перевести его можно как "три способа украшения ткани". Именно этот термин обобщил все техники окрашивания тканей, которые были известны в то время.

Первый способ назывался "рокэчи" - окрашивание воском. Расплавленный воск наносился на ткань в виде рисунка, а после этого ткань окрашивали. Все области, которые были защищены воском оставались неокрашенными. Второй способ назвали "Кйокэчи", что означало окрашивание складыванием. Это был один из вариантов окраски тканей с использованием трафаретов. А третий способ назвали "кокэчи" и именно он стал своеобразным прообразом сибори. Участки ткани, которые должны были остаться неокрашенными защищали с помощью завязывания или заматывания нитками. Именно этот способ окраски тканей считается самым древним.

Технику сибори можно освоить самостоятельно, благо, что знатоков этого вида окрашивания тканей довольно много. Не смотря на то, что приходится завязывать очень большое количество узелков, это очень увлекательный процесс. В классическом варианте сибори для затягивания узелков используется специальная подставка с металлической петлей-фиксатором, это приспособление позволяет делать затяжки быстро и аккуратно.

После завершения процесса окрашивания и сушки, узелки распускают. Если они сделаны по всем правилам, они распускаются практически сами, главное знать, за какую ниточку тянуть. Рисунок, полученный в результате этих манипуляций будет совершенно уникальным и сохранится даже после многочисленных стирок. Палантины, шарфы, панно, платья, юбки и блузки, даже постельное белье можно окрашивать в технике сибори.

Содержимое

Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?

Разнообразие техник батика

Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик - это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.

Существует и специальное приспособление - чантинг. Вот как оно выглядит:

На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.

Холодный

Более простой способ - холодный батик.

Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.

При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.

Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.

Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.

В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».

Узелковый

Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.

Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.

Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой - пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.

Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.

Роспись по-сырому

Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.

Существует несколько видов такой техники:

  • Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
  • Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.

Мастер-класс: изготовление лент по технике шибори своими руками. В последнее время умение мастерить что-то своими руками приобретает всю большую популярность. И это не удивительно. Ведь чем ещё можно удивить нашего во многом искушённого потребителя, как не прекрасными поделками ручной работы. Сегодня особой популярностью пользуется техника шибори в валянии.

Техника шибори в валянии позволяет создавать оригинальные изделия из ткани. Окрашивание тканевых полосок шибори производится в технике батика. Схема окрашивания достаточно проста. Освоить технику батика легко сможет даже неопытная рукодельница. Изделия из полосок шибори пользуются большой популярностью, в творческих и досуговых центрах часто проходят мастер-классы по валянию и окрашиванию длинных отрезков ткани, из которых потом получаются цветные полосы шибори.

Изделия из ткани, окрашенные опытными мастерами в технике батика, являются уникальными: каждая ленточка шибори имеет свою неповторимую окраску. Это происходит из-за того, что, перед тем, как окрасить ткань в технике батика, мастера завязывают и скручивают материал самыми разными способами. В результате окраска ткани получается неоднородной и достаточно пёстрой.

Гофрированные отрезки ткани, окрашенные в технике батика, можно приобрести в специализированных магазинах для творчества. Но можно также изготовить их своими руками из обыкновенных шелковых ленточек. Техника батика хорошо подходит для окраски ткани в домашних условиях . Опытный мастер легко справится с работой, а начинающим рукодельницам перед изготовлением рекомендуется отточить технику окрашивания ткани на маленьких лоскутках из тех, что без дела лежат в коробке для рукоделия.

Для того чтобы лучше понять основной принцип, методы и приемы техники изготовления ленточек шибори из шелковых отрезков ткани различной длины, начинающим мастерицам рекомендуется посетить мастер-класс по работе с тканью. Опытные мастера охотно поделятся своими секретами. Если нет возможности лично посетить мастер-класс, можно посмотреть обучающее видео.

Для того чтобы самостоятельно сделать украшения шибори из подручных материалов, начинающему мастеру понадобится:

Подготовив всё необходимое, мастер может приступать к работе. Опытные рукодельницы могут сразу начинать окрашивание заранее заготовленных полос. Мастера, которые пока ещё на «вы» с батиком, должны сначала потренироваться на простых лоскутках.

Галерея: ленты по технике шибори (25 фото)

















Шибори своими руками мастер-класс: общее описание процесса

В первую очередь, необходимо взять заранее заготовленный отрезок гофрированной шелковой ткани и слегка намочить его. После этого, отрезок ткани, подлежащий окрашиванию, сворачивается в виде винта или спирали, а затем наматывается на широкую палку из пластмассы или дерева. Внимание: для окрашивания ткани категорически запрещается использовать металлическую палку , потому что металл, взаимодействуя с водой и красителем, окисляется. Желаемый цвет не получится, и работа будет испорчена.

Сама по себе лента шибори уже является цветной, поэтому задача рукодельницы – сделать так, чтобы окрасился лишь край её сгиба . При этом изначальный цвет ленты и желаемый цвет должны гармонировать между собой, только в этом случае готовое изделие будет выглядеть красиво. Для того чтобы окрасились только края на сгибах, а цвет самой ленты остался неизменным, рекомендуется использовать губку или широкую малярную кисть.

После того как цветная заготовка из гофрированного шелка окрасилась до конца, она остаётся висеть на палке. Чтобы не разбрызгать краску, пока лента ещё влажная, палку можно так и оставить над тазом, в котором происходило окрашивание. Внимание: рядом с окрашенными лентами, которые находятся на просушке, не должно быть прямого солнечного света и электрических обогревателей .

Когда отрезок ткани полностью высох, необходимо выгладить его утюгом вдоль линий сгиба. Затем, используя старую газету, ленту заворачивают в виде тугого рулончика и герметично упаковывают в полиэтиленовую плёнку. Для окончательного закрепления краски готовый рулон на полтора часа отправляется на водяную баню. Заключительный этап – последний раз прогладить ленту вдоль сгибов . Теперь из этих лент можно делать оригинальные поделки.

Для того чтобы ленты шибори, изготовленные своими руками, прослужили долго, и поделки из них радовали глаз окружающих, необходимо соблюдать следующие практические рекомендации :

  • Для того чтобы у готовой ленты не осыпались края, перед использованием ленты нужно опалить её края на огне с помощью зажигалки.
  • Чем больше скручивать ленту перед окрашиванием, тем пестрее и оригинальнее получится окраска.
  • Для того чтобы ленты шибори долго радовали глаз, их необходимо хранить в герметичной упаковке. После того как поделка из шелковых лент готова, остатки материала необходимо снова запаковать и убрать в тёмное место. Если хранить их без упаковки, ленты быстро выцветут и потеряют свой красивый вид.
  • Если начинающая мастерица не владеет техникой батика, или же в домашних условиях по каким-либо причинам невозможно правильно организовать процесс окрашивания, для изготовления поделок лучше использовать готовые ленты шибори. Они свободно продаются в магазинах для творчества и рукоделия.
  • Окрашивание лент – не лучший вариант детского творчества, потому что работа с красителями может спровоцировать аллергические реакции.

Изделия, изготовленные из лент шибори, в последнее время пользуются огромной популярностью. Из пёстрых, оригинально окрашенных лент, можно изготовить оригинальные цветы, серьги, декоративные панно. Сделать ленты шибори своими руками очень просто, главное – терпение и желание. Изделия из этих шелковых ленточек послужат оригинальным подарком. Домашнее окрашивание гофрированных шелковых лент поможет развить художественный вкус и творческие способности. Это красивый и относительно несложный вид рукоделия.

Роспись ткани

Узелковый батик (он же шибори, он же тай-дай) как самый красивый способ испачкаться:))

Нам понадобится: ткань (лучше натуральный шелк или тонкий хлопок), краски для шелка (подробнее описано далее), кисточка или ватный тампон, или шприц для нанесения краски, нитки, резинки, вспомогательные емкости (сушить, для воды, для краски и т.д.), и средства скоростной уборки и защиты (салфетки, клеенки и т.д.)
В конце процесса, конечно же утюг, и, если краски закрепляются паром, бачок-бумага-нитки-плита. Но об этом позже.

Первым делом стираем ткань (здесь шелк кремового цвета).

И готовим рабочую поверхность.
Защищаем стол клеенкой, или используем подручные средства. Я разрезала бутылки вдоль. На них буду окрашивать и сушить.
Очень удобно, кстати. Сушить долго, если нужно попереносить с места на места по дому - легко это сделать, а еще, если бы это был условно поднос, его не везде можно поставить, а узкие бутылки - на любом подоконнике или полке.

Потом нужно ткань сложить или связать.
У меня - четыре кусочка примерно 50*50 см.

Первый сложен просто "пополам и пополам и пополам", и перевязан нитками (на фото второй слева).
Второй связан узелками от угла (на фото третий слева)
Третий связан так - сложен немного наискосок, обмотан вокруг жестяной банки, которая обернута целлофановым пакетом, и поверх, довольно туго натянуты резинки, но можно и нитками, можно шнурки - эксперименты наше всё.
Четвертый (на фото первый слева) связан узлеками - узелки по углам и один узел из середины платка.

В складочки, под тугие нитки-резинки, краска не проникнет, и получатся шикарные, непредсказуемые узоры.
А способом складывания Вы можете примерно "расположить" эти узоры в нужном направлении.
В одном МК советовали веревку перед завязыванием обтереть свечкой - это логично, так как окрашиваться под такой веревкой ткань не будет, но иногда достаточно и туго завязанной нитки.

После того, как шелк связан, смачиваем в воде (полностью) и отжимаем.

И начинаем окрашивание.

Первый платок.
Красители под запаривание. Краска довольно концентрированная, немного разбавляю водой.
Первый "слой" - желтый.


Второй - оранжевый.


Третий - коричневый.

Платок второй.
Красители те же.
Сначала желтым, потом немного зеленым.



Третий платок.
Сначала желто-зеленым, потом бирюзовым, синим.



Четвертый платок.
Красители, которые закрепляются утюгом.
Если наносить такую краску очень густо, и не разбавляя водой, на ткани будут неприятные "уплотнения", и, как правило, резко темнее или насыщеннее по цвету.




Первый "слой" бежевый, и второй - коричневый.
ВСЕГДА ОКРАШИВАЕМ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: сначала более светлый цвет, позже, на меньшей поверхности, более темные цвета.


Теперь сыпем солью. Солонкой ли, щепоткой ли,ее не должно быть слишком много.


И, НЕ РАЗВОРАЧИВАЯ, оставляем примерно на сутки до полного высыхания.

Если ткань чуть недосохла, разворачиваем, развешиваем за уголочки и в развернутом виде досушиваем. Если ткань развернуть, пока она еще влажная, краска может растечься, и красота вся уплывет.

Проглаживаем утюгом.

Для закрепления красок, которые закрепляются утюгом (четвертый платок) этого вполне достаточно. Прогладить, довольно тщательно, и можно стирать (ручная стирка в теплой воде без отбеливающих веществ, и не сильно тереть)
Чтобы разгладить мелкие-мелкие складки, после стирки, прогладить платок нужно тогда, пока ткань еще влажная.


Что касается красок, которые закрепляются паром.
Конечно, Вы можете экспериментировать - не стирать, или стирать, не закрепляя (что-то да и останется), но лучше всего закрепить над паром.

И вот что в итоге получилось:

Первый платок:

Второй платок:

Третий платок:

Четвертый платок.

Сравните узоры, которые получаются при разных красителях. С термозакрепляемыми (под утюг) - более мелкие, мраморные, эффект соли лучше заметен, хотя узлы по размеру были одинаковые, и ткань тоже.
С активными красителями (которые закрепляются паром) - плавные переходы цвета, краска лучше растекается там, где завязаны веревки.

Ну вот и они:

Теперь можно наслаждаться не только процессом, но и результатом. 

Немало интересных и необычных видов рукоделия приходит к нам из других стран. например, техника шибори. Украшения для начинающих мастериц и профессионалов в данном направлении творчества очень интересны и невероятно красивы.

Обворожительная путаница

Из-за того, что многие уникальные виды рукоделия пришли к нам из других стран и культур, пройдя столетия совершенствования и развития, мы зачастую путаем их названия, термины, особенности. Сейчас то же самое происходит и с шибори. Для современных рукодельниц шибори - это изготовление украшений с использованием шелковых лент, окрашенных в определенной технике, бисера и бусин. Но на самом-то деле шибори, или, если все же говорить правильно, сибори - это именно техника батика - способа окрашивания тех лент из натурального шелка, которые затем используются при изготовлении украшений. Небольшая путаница в понятиях, но большинство рукодельниц, не соприкасающихся с японским искусством окрашивания тканей способом сибори, считают, что шибори - это искусство создания украшений с лентами.

Что нужно для украшений шибори?

Создавать украшения можно многими способами, и одно из подобных направлений - техника шибори. Украшения для начинающих мастериц, стремящихся научиться этому виду творчества, позволяют окунуться в мир шибори, что называется, головой. Ведь на первый взгляд кажется, что в подобном творчестве нет ничего сложного - купи материал и твори, как хочется. Но нужно начать с того, что украшения шибори ручной работы - это тончайшее творение из шелковых лент и декоративных элементов к ним, собранных вручную при помощи нитки и иголки. Поэтому для работы потребуется немало материалов:

  • ленты шибори;
  • бисер и бусины;
  • декоративные элементы - кабошоны, медальоны, подвески;
  • фурнитура для украшений - бейлы, швензы, каффы, сеттинги и многое другое.
  • натуральная кожа или замша в качестве изнанки;
  • клей, прозрачный и надежный;
  • нитки в тон и тонкая игла.

Еще одним элементом, который зачастую используется в создании украшений с является сутаж.

Цена творчества

Те, кто по-настоящему занимаются творчеством, любым видом рукоделия, стремясь к мастерству и совершенству, знают, насколько же это дорогое удовольствие. Причем дело не во времени, а именно в стоимости всех материалов и инструментов, необходимых, чтобы создавать красоту. Любой вид рукоделия - дорогостоящее занятие, не исключение и техника шибори. Украшения для начинающих мастеров-шибористов изначально подразумевают денежные затраты. Ведь сама шелковая лента - дорогой материал. Натуральный тончайший шелк, разрезанный на тонкие полосы, вручную загофрированный специальным составом, позволяющим держать ленте форму, затем вручную же окрашенный - это делает ленту шибори по-настоящему полудрагоценным материалом. К тому же вся фурнитура и декор используются качественные, зачастую с драгоценным напылением, кабошоны - полудрагоценные или драгоценные камни, бисер, бусины от зарекомендовавших себя производителей по соответствующей цене. Даже для изнанки украшения необходимо использовать натуральную кожу или замшу, в крайнем случае - качественную искусственную кожу, что тоже недешево. Так что это дорого - японская техника шибори. Украшения для начинающих - не исключение.

Чем крупнее, тем красивее

Техника шибори, украшения для начинающих мастериц в том числе, требует масштаба. Почему? Вся красота исходного материала - ленты будет видна, только если будет видно саму ленту, окрашенную сибори, загофрированную в мелкие складочки, окаймленную бисером и бусинами, дополненную сутажными дорожками и кабошонами. Поэтому данное рукоделие - украшение в технике шибори - достаточно масштабное по сравнению с ювелирным искусством, к примеру. Изготовление таких изделий позволяет развернуться фантазии, ведь лента сибори сама по себе уникальный материал, который просто требует, чтобы ему помогли раскрыть весь свой изумительный потенциал.

С чего начать?

Любое творчество начинается с идеи, это скажет каждый мастер. Даже если задумка в процессе работы изменит свое направление, изначальная идея должна быть достаточно четкой, лучше всего закрепленной на бумаге. Эскиз - вот основа любого вида рукоделия. Не исключение и техника шибори. Украшения для начинающих, пошагово выполненные с самого начала, будут красивы и уникальны, несмотря на неопытность мастера. А начало - это бумажный эскиз. На нем нужно предусмотреть по возможности все - размеры всех основных элементов, их расположение относительно друг друга, переходы и изгибы ленты, ее крепление и раскрытие. Поэтому эскиз следует сделать в натуральную величину, прямо на лист бумаги прикладывая все компоненты будущего шедевра. К тому же эскиз можно подправить, если во время работы появятся новые идеи, и в соответствии с ним легче будет сделать красивую работу.

Мелкая работа - качественный результат

Весь процесс создания украшений в технике "шибори" сводится к нескольким основным этапам:

  • создание эскиза;
  • размещение и закрепление на основе ленты-сибори, кабошонов, основных декоративных элементов;
  • заполнение поля изделия сутажом, бисером и бусинами;
  • декор ленты (при необходимости);
  • устройство изнанки и крепежа;
  • оформление края украшения.

Любой мастер-класс по изготовлению украшения "шибори" будет включать в себя эти этапы работы. Каждый из них требует аккуратности, ведь лента сибори, кабошоны - это дорогостоящие материалы, которые крепятся к основе или при помощи клея или ниткой. Но шелк - тонкая ткань, место прокола на нем будет заметно, если нитку удалить. А полудрагоценные кабошоны следует приклеивать по месту, даже если для их крепления и используются сеттинги. Что уж говорить о работе с бисером или сутажом, когда мелкие стежки - основа качественно выполненной работы. Так что вся техника шибори - это очень тонкий и

Уникальность - преимущество

Несомненно, каждый вид рукоделия позволяет создавать уникальные изделия. Но какие-то виды творчества дают возможность копирования, например, то же вязание или вышивка, а какие-то - нет. И именно к последним относится создание украшений в технике шибори. Уникальна сама лента сибори - исходный материал для подобного вида творчества. Нет двух одинаковых кусочков ленты, окрашенной не то что вручную, но даже и при помощи техники. Если посмотреть на работы опытных мастеров-шибористов, создающих именно украшения, а не сами шелковые полотна, то и парные изделия будут отличаться друг от друга, например, серьги - они будут похожи, но никогда не будут полностью идентичными. Ведь данный вид творчества не терпит копирования, оно просто невозможно априори.

Украшения в технике шибори дают каждой обладательнице почувствовать их неповторимое очарование - уникальная окраска ленты и качественные декоративные элементы делают каждое изделие настоящим шедевром.