Теория познания локка. Джон локк основные идеи Теория познания локка кратко

Дж. Локк смещает предмет и задачи философии в область гносео­логии (учения о познании). Занимая некоторое промежуточное поло­жение между материализмом и идеализмом, он критикует теорию врожденных идей Декарта и платоников и доводит свою критику до отрицания всех всеобщих положений в науке, нравственности и логике. Однако Локк не мог отрицать некоторого внутреннего опыта человека, который, как оказалось, трудно объяснить чисто материалистически. И это приводит к созданию учения о первичных и вторичных качествах. С одной стороны, человек обладает знанием некоторых первичных качеств, которые являются свойствами самого предмета исследования, его внутренними сущностными характеристиками и никогда не изме­няются. Это протяженность (величина), форма, число, движение и т.д. С другой стороны, имеются вторичные качества, т.е. качества, возникающие в результате нашего взаимодействия с объектом иссле­дования. Они порождаются в нашем переживании и чувствовании, их мы воспринимаем с помощью соответствующих органов чувств и называем соответствующим цветом, вкусом, запахом и пр.

Теoрия Лoкка гласила: 1) нет врoжденных идей, все пoзнание рoждается в oпыте; 2) душа или разум челoвека при рoждении пoдoбны чистoй дoске; 3) в интеллекте нет ничегo, чегo раньше не былo в oщущениях, в чувствах. Лoкк пoдверг критике учение Декарта o "врoжденных" идеях. Oщущения, пoлучаемые челoвекoм oт oкружающей егo среды, пo мнению Лoкка, - первoе и решающее oснoвание всегo пoзнания. Лoкк пoдразделяет oпыт на два вида: oпыт внешний (oщущения) и внутренний (рефлексия). Истoчник первoгo - oбъективный материальный мир, вoздействующий на наши oрганы чувств и вызывающий oщущения. Внутренний же oпыт через рефлексию oбращен на наблюдение свoих сoбственных наблюдений. Лoкк пoдразделяет все идеи (представления на прoстые и слoжные.) Прoстые идеи, пo Лoкку, oбразуются непoсредственнo из oщущений и рефлексии. Прoстые идеи пассивны, oни как бы навязываются нам извне. Слoжные же идеи требуют активнoсти ума. Эта деятельнoсть свoдится к кoмбинирoванию прoстых представлений. Таким путем, пo Лoкку, oбразуются даже самые слoжные, абстрактные идеи. Лoкк был oдним из первых филoсoфoв, рассмoтревших чувственные вoсприятия, вызванные внешним мирoм, как исхoдный мoмент всей психическoй жизни. Этo oднo из oснoвных пoлoжений материалистическoй теoрии пoзнания. Таким oбразoм, Лoкк пoлoжил началo эмпирическoй психoлoгии, в кoтoрoй первoстепеннoе значение придавалoсь самoнаблюдению (интрoспекции).

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

В учении о субстанции Локк соглашается с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, что субстанция обнаруживается в признаках, а не познается сама по себе; он возражает лишь против положения Декарта, что душа постоянно мыслит, что мышление есть основной признак души. Соглашаясь с Декартовым учением о происхождении истин, Локк расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. По мнению Локка, все сложные идеи постепенно вырабатываются рассудком из простых идей, а простые происходят из внешнего или внутреннего опыта. В первой книге «Опыта» Локк подробно и критически объясняет, почему нельзя предположить иного источника идей, как внешний и внутренний опыт. Перечислив признаки, по которым идеи признаются врожденными, он показывает, что эти признаки вовсе не доказывают врожденности. Так например, всеобщее признание не доказывает врожденности, если можно указать на иное объяснение факта всеобщего признания, да и самая всеобщность признания известного принципа сомнительна. Даже если допустить, что некоторые принципы открываются нашим разумом, то это вовсе не доказывает их врожденности. Локк вовсе не отрицает, однако, что наша познавательная деятельность определена известными законами, свойственными человеческому духу. Он признает вместе с Декартом два элемента познания - прирожденные начала и внешние данные; к первым относятся разум и воля. Разум есть способность, благодаря которой мы получаем и образовываем идеи, как простые, так и сложные, а также способность восприятия известных отношений между идеями .

Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей. Локк желал обратить внимание людей на опыт, а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании .

Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса, у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле .

Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире.

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

  • «Опыт о человеческом разумении»
  • «Два трактата о правлении»
  • «Опыты о законе природы»
  • «Письма о веротерпимости»
  • «Мысли о воспитании»

Философия познания

Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.

В своём фундаментальном философском труде «Опыт о человеческом разумении» Локк исследует вопрос о том, как далеко может простираться познавательная способность человека и каковы её реальные границы. Он ставит проблему происхождения идей и понятий, посредством которых человек приходит к познанию вещей.

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Единственным объектом человеческого мышления является идея. В отличие от Декарта, стоявшего на позиции «врождённости идей», Локк утверждает, что все без исключения идеи, понятия и принципы (как частные, так и общие), которые находим в человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в качестве одного из важнейших источников их служат чувственные впечатления. Такая познавательная установка получила название сенсуализма, хотя, сразу отметим, что в отношении философии Локка этот термин может применяться лишь до известных пределов. Дело в том, что Локк не приписывает чувственному восприятию, как таковому, непосредственную истинность; также он не склонен выводить всё человеческое знание только из чувственных восприятий: наряду с внешним опытом в качестве равноправного в познании им признаётся и внутренний опыт.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

  • не существует врождённых уму идей, знаний или принципов; человеческая душа (ум) есть «tabula rasa» («чистая доска»); только опыт посредством единичных восприятий записывает на ней какое-либо содержание
  • ни один человеческий разум не способен создать простых идей, равно как он не способен уничтожить уже существующие идеи; они доставляются нашему разуму чувственными восприятиями и размышлением
  • опыт является источником и неотделимым пределом истинного познания. «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит»

Давая ответ на вопрос о том, почему в уме человека нет врождённых идей, Локк критикует концепцию «всеобщего согласия», служившею отправной точкой для сторонников мнения о «присутствии в разуме предшествующего [опыту] знания от момента его существования». Основные аргументы, выдвигаемые Локком, здесь такие: 1) в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует (это видно на примере маленьких детей, умственно отсталых взрослых людей и культурно отсталых народов); 2) «всеобщее согласие» людей по определённым идеям и принципам (если его всё же допустить) не обязательно проистекает из фактора «врождённости», его можно объяснить, показав, что существует другой, практический способ добиться этого.

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

Как уже было сказано, Локк не отождествляет опыт целиком с чувственным восприятием, но трактует данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: 1) мы чувствуем материальные объекты или же 2) воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Сами идеи как содержания мышления человека («то, чем может быть занята душа во время мышления») разделяются Локком на два вида: на идеи простые и идеи сложные.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локковская теория абстракции продолжает традиции, сложившиеся до него в средневековом номинализме и английском эмпиризме. Наши представления сохраняются при помощи памяти, но далее абстрагирующее мышление образует из них понятия, которые не имеют непосредственно соответствующего им предмета и представляют собой отвлечённые представления, образованные при помощи словесного знака. Общий характер этих представлений, идей или понятий заключается в том, что они могут быть применимы к многообразию единичных вещей. Такой общей идей будет, например, идея «человек», которая применима к множеству единичных людей. Таким образом, абстракция, или общее понятие – это, по Локку, сумма общих, присущих разным предметам и объектам свойств.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Говоря о пределах человеческого познания, Локк выделяет объективные и субъективные факторы, ограничивающие его возможности. К субъективным факторам можно отнести ограниченность наших органов чувств и, следовательно, предполагаемую на этой основе неполноту наших восприятий, а в соответствии с его структурой (роль первичных и вторичных качеств) и до некоторой степени неточность наших представлений. К объективным факторам он относит устройство мира, где находим бесконечность макро и микро миров, недоступных для наших чувственных восприятий. Однако, несмотря на несовершенство человеческого познания в силу самой его структуры, человеку доступны те знания, которые, при правильном подходе к процессу познания, тем не менее, постоянно совершенствуются и вполне оправдывают себя практически, принося ему несомненную пользу в его жизни. «У нас не будет причин жаловаться на ограниченность сил своего разума, если мы воспользуемся ими для того, что может принести нам пользу, ибо к этому они весьма способны… Свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей. Открытия, которые мы можем сделать при её свете, должны удовлетворять нас».

Социальная философия Джона Локка

Свои взгляды на развитие общества Локк излагает в основном в «Двух трактатах о правлении». Основу его социальной концепции составляют теории «естественного права» и «общественного договора», ставшие идейной основой политической доктрины буржуазного либерализма.

Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществами состояниях – естественном и политическом, или, как он его ещё называет, гражданском. «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В гражданском обществе, в которое люди объединяются на основе соглашения создать «одно политическое тело», на смену естественной свободе, когда человек не починён ни какой стоящей выше его власти, но руководствуется только законом природы, приходит «свобода людей в условиях существования системы правления». «Это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека». Жизнь этого общества регулируется уже не естественными правами каждого человека (самосохранения, свободы, собственности) и стремлением самолично их защищать, но постоянным законом, общим для каждого в обществе и установленным законодательной властью, созданной в нём. Целью государства является сохранение общества, обеспечение мирного и безопасного сосуществования всех его членов, на основе всеобщего законодательства.

В государстве Локк выделяет три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть, функция которой заключается в выработке и утверждении законов, – это верховная власть в обществе. Она учреждается народом и осуществляется посредством высшего выборного органа. Исполнительная власть следит за неукоснительностью и непрерывностью исполнения законов, «которые созданы и остаются в силе». Федеративная власть «включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества». Власть законна в той мере, в какой она поддерживается народом, её действия ограничены общим благом.

Локк выступает против всяких форм насилия в обществе и гражданских войн. Его социальные взгляды характеризуются идеями умеренности и рационального устройства жизни. Как и в случае с теорией познания, в вопросах образования и функций государства он занимает эмпирические позиции, отрицая любые представления о врождённости идей общественной жизни и законов её регулирующих. Формы общественной жизни определяются реальными интересами и практическими потребностями людей, они «могут осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Этическая философия Джона Локка

Характер и наклонности человека, считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтому всё, что должен получить человек от воспитания и что должно повлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в его душу.

При воспитании личности следует в первую очередь обращать внимание на внутренний мир человека, заботится о развитии его интеллекта. С точки зрения Локка, основу «честного человека» и духовно развитой личности составляют четыре качества, «внедрённые» в человека воспитанием и впоследствии проявляющие в нём своё действие с силой природных качеств: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и «следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону». Эту способность необходимо приобретать и совершенствовать с ранних лет.

Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире». Она является продуктом сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта.

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработал сенсуалистическую теорию познания.

Шедевром Локка стал знаменитый «Опыт о человеческом разуме» - его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 г.

В зоне интересов Локка были три темы: а) гносеология; б) этико-политические вопросы; в) религия. К ним можно добавить и четвертый предмет – педагогику.

Бэкон писал, что необходимостью является «введение лучшего и более совершенного применения разума». Локк сделал эту задачу программной и реализовал ее. Однако для него важно было исследовать сам разум, его способности, функции и пределы. Задачей становится определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также границы, за которые нельзя выходить.

«Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать свои силы, будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех… Наша задача здесь – знать не все, а то, что важно для нашего поведения».

«…Первый шаг к разрешению различных вопросов, с которыми почти наверняка должна была столкнуться человеческая душа, состоит в исследовании нашего собственного разума, изучении своих собственных сил и того, к чему они применимы».

Концепция Локка утверждает, что идеи происходят из опыта и поэтому опыт – предел познания.

И у Декарта, и у Локка идея утрачивает античное значение формы и субстанциональной сущности. Однако Декарт стоял на позиции врожденных идей. Локк, наоборот, отрицает любую форму врожденности и стремится доказать, что идеи приходят только из опыта.

Концепция Локка имеет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум не способен сформировать или изобрести идеи, равно как не может уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и одновременно пределом разума является опыт.

Критика врожденных идей рассматривается Локком как определяющий момент. «…Абсурдно утверждать, что маленькие дети или умственно отсталые обладают этими принципами "врожденно", но о них не ведают…»

«Говорить, что какое-либо понятие запечатлено в сознании, в душе, и одновременно заявлять, что душа о нем не знает и до сих пор никогда об этом не догадывалась, означает превратить его в ничто».

Утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противоположно подобным принципам, т.е. совершают злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуют при этом никаких угрызений совести.

Локк исключает, что разум мог бы создать идеи. Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить.

Значит, разум получает материал познания исключительно из опыта. Душа думает только после получения такого материала.

Опыт бывает двух типов. Есть внешние материальные предметы и внутренняя деятельность души и мыслей. Отсюда – два разных типа простых идей. Из первого происходят ощущения, полученные как от одного органа чувств (например, идеи цвета, звука, вкуса), так и от нескольких чувств (например, идеи протяженности, фигуры, движения и состояния покоя). Из второго происходят простые рефлексивные идеи (например, идея мышления и хотения, либо простые идеи, как идея удовольствия, боли, силы и т.п.).

Идеи находятся в уме человека, однако вовне существует нечто, имеющее способность производить идеи в разуме. Такую способность вещей вырабатывать в нас идеи Локк называет «качеством».

Такое различение Локк вводит для понимания теории первичных и вторичных качеств. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Вторичные «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Первичные качества являются объективными в том смысле, что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, - суть точные копии предметов, существующих вне нас. В противоположность им вторичные качества – цвет, запах, вкус – носят субъективный характер в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими.

Получая простые идеи, наша душа пассивна; но уже получив такие идеи, она имеет возможность совершить с ними различные действия, в частности может комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи.

Некоторые простые идеи всегда соединены друг с другом. Положим, есть некий субстрат, из которого образуются идеи – «субстанция». Локк не отицает существования субстанции, он отрицает тот факт, что мы имеем о них ясное представление. Из нашего опыта мы узнаем о качествах, а субстанция – это носитель качества, и мы не можем его постигнуть. Мы и предмет не постигаем в едином акте – мы складываем те качества, которые воспринимаем. Субстанция – это и не конкретный предмет, а некий субстрат, некая опора, основание для единства всех предметов. У нас нет инструмента для точного познания этого предмета. Получается, что есть идея субстанции, но никакой ясности и отчетливости по отношению к ней быть не может.

Для локка идеи – это материал познания, при этом он отмечает, что сами по себе идеи – еще не есть познание, потому что они вне критериев истинности и ложности, они возникают благодаря воздействию предметов. Познание – понимание связи согласованности или несогласованности идей. Первый способ познания – интуиция (в постижении согласованности идеи) – явление непосредственной очевидности. Второй способ – доказательство понимания с помощью дедукции, выводов и т.д. То есть, рефлексия. Рефлексия существует, чтобы мы установили связи там, где согласованность идей не является непосредственной очевидностью.

ЛОКК – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ ОТМЕЧАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА. «Слова означают не сами вещи, а именно идеи вещей». Учение о языке основано на учении о первичных и вторичных качествах. Только первичные качества являются точными копиями вещей. Часто идея, которая обозначается словом, не вполне ясна – язык нуждается в прояснении.

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - выпустил свои работы в последнее десятилетие ХVII в., т.е. позднее многих работ Лейбница, хотя и был на полтора десятилетия старше последнего. Сын провинциального адвока­та. Учился в университете в период диктатуры Кромвеля . Более всего в молодости увлекался медициной. Он автор трактата "О медицинском искусстве ". Дружил с Бойлем.

Как ученый Локк был сторонником описательного естествознания.

Главное произведение Локка - "Опыт о человеческом разуме ", который создавался им почти двадцать лет. При жизни автора "Опыт " издавался четыре раза. Он также автор сочинений: "Об управлении разумом ", "Письма о веротерпимости ", "Разумность христианства ", "Два трактата о правлении ", "Некоторые мысли о воспитании ", др.

Локк довел до наивысшего выражения линию сенсуализма в филосо­фии. Сенсуализм он выразил в виде целостной доктрины эмпиризма , ко­торую противопоставил позиции рационализма. У него отчетливо преобладает гносеологический подход в философии. Локк настойчивее, чем многие другие
философы-новаторы, указывал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффе­ктивности. Он решительно отстаивал тезис: "никто не обязан знать все" . Отмечал, что в первую очередь надо "знать не все, а то, что важно для нашего поведения". Практические задачи он ставил выше теоретических.

Основная ориентация Локка в философии - ориентация на опыт . Он понимал трудность проведения опытного подхода во всем: "разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и восприни­мать все остальные вещи, не воспринимая самого себя: необходимо ис­кусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом" . Отсюда задача, которую он поставил перед собой - "исследование происхождения достоверности и объема челове­ческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и со­гласия". И далее: "знание своих познавательных способностей предохра­нит нас от скептицизма и умственной бездеятельности".

Концепцию знания Локк основывает на главном принципе сенсуализма - "нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении ". Локк обстоятельно и систематически крити­кует представления о врожденности идей, об априорности, внеопытности по крайней мере основных наших знаний. Он выдвигает принцип: "указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для того, что оно не врожденно".

Локк обращается к фактам детской психологии и психологии людей, у которых так или иначе отсутствует психическая норма. Он использу­ет ставшие уже тогда известными факты психологии "диких" на­родов, живших на открытых европейцами землях.

Результатом анализа знания стало отрицание всех принципов, представлявшихся полностью всеобщими: математических, логи­ческих, метафизических. Локк подчеркивает относительность поня­тий "целое" и "часть", с помощью которых формулируется принцип "целое больше части".

Врожденными нельзя считать даже логические законы тождества и противоречия. Ни детям, ни идиотам, а также множест­ву необразованных людей эти законы неведомы. Значит, они не действуют для всех, т.е., автоматически. Их нельзя считать врожденными. Врожденными общие принципы только кажутся . На самомделе за ними стоит опыт, накапливаемый бессознательно.

Локк утверждал, что "идеи и понятия не рождаются вместе с нами, как искусства и науки".

Локк критикует т.н. "практические ", или нравственные, понятия . Они также не врождены людям. Локк считал, что доказать это еще проще, чем доказать неврожденность общих принципов. Он обращал внимание на огромную пестроту, неустойчивость и противоречивость моральных представлений у различных народов, а нередко даже у одного и того же народа в разное время. Эта критика приводит иногда Локка к выводам утилитарного характера. Он говорит: "Добро­детель по большей части одобряют не потому, что она врожденна, а по­тому, что она полезна". Локк считал, что "золотое правило " не врождено людям - поступать с другими так, как желательно, чтобы поступали в отношении тебя: "этот великий принцип нравст­венности... более восхваляется, чем наблюдается". По Локку, даже совестью люди наделены не всегда.

Локк отрицает врожденность идеи Бога . Он указывает на атеистов, а также на целые народы, не имеющие идеи Бога, причем, не только нецивилизо­ванные по европейским меркам. Идея Бога возникает, как и все другие, не из интуитивного источника, а из опыта.

В отношении социальной проблематики, локковское опровержение врожденности знаний вело к выявлению авторитаризма , при кото­ром лица, добившиеся каких-то существенных знаний и внушившие многим другим, что эти знания являются врожденными, получают власть над умами людей. Локковская критика вела к повышению роли личного начала как наиболее эффективного двигателя и носителя знаний. "В науке, - писал Локк, - каждый имеет столько, сколько он действительно знает и понимает, а то, чему он только верит, что принимает на слово, это только обрывки".

Локк сенсуалист, он приходит к мысли о том, что человеческая душа в самом начале своей жизни представляет собой чистое место, ничем не за­полненное. Она есть "белая бумага без всяких знаков и идей" . Жизненный опыт, или внешний опыт (по выражению Локка) заполняет такой "лист" все новыми и новыми письменами. Это происходит путем воздействия внешних по отношению к человеку вещей и обстоятельств на его органы чувств.

Локк учитывает неопровержимый факт существования человеческого мышления, человеческого сознания, с их внутренней спецификой. Он стремится трактовать внутренний, познавательный мир человека как некий глубинный опыт , не просто переживаемый, но познаваемый и понимаемый. Такой опыт он именовал внутренним чувствам , или размыш­лением .

Обе разновидности опыта - внешний и внутренний, - по мнению Локка, объясняют происхождение и функционирование всех наших идей. Идеи внешнего опыта мы получаем посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств. Идеи "о своей собственной деятельности внутри себя", в частности, о радости, печали, гордости и т.п., мы получаем из внутреннего чувства, из размышления, рефлексии. Поэтому называть Локка сенсуалистом надо с оговоркой в отношении признания им внутреннего опыта, что далеко не одно и то же, что и опыт внешний. Ближе к позиции Локка термин эмпиристическийподход . Этот подход, в отличие от бэконовского, ориентированного на внешний опыт, - гносеологический эмпиризм , а не методологическ­ий. Локк исследует такую сложную деятельность человека, как "восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание". В деятельности внутреннего опыта познавательные процессы неотделимы от волевых и эмо­циональных.

Локк исходит из того, что внешний опыт всегда предшествует внутреннему. Без внешнего опыта невозможна жизнь ни одного человека. В частности, в детстве преобладает именно внешний опыт, оказывающий решающее воздействие на формирующуюся психику. У взрослого человека внутренний опыт, требующий большого внимания, также может проявляться довольно поздно. Более того, опыт взрослого человека также возникает в той или иной зависимости от опыта внешнего.

Локк не преувеличивает зависимость внутреннего опыта от внешнего . Он отмечает, что внутренний опыт представляет устойчивую самосущую сферу, которая способна функционировать независимо от внешнего, что часто и происходит.

Особенности внутреннего опыта позволяют объяснить такое свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков , в сущности, независимых от внешнего опыта. Локк различает отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие определенной способности, предрасположен­ности к той или иной деятельности. Он пишет: "Среди людей одинакового воспитания существует большое неравенство способностей". Несмотря на неравенство способностей людей, в деле воспитания как приобретения знаний и навыков решающую роль все же играет практический опыт , который доводит духовные силы человека до их наибольшего совершенства: "Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело". Успешное воспитание - это гармоничное сочета­ние внутреннего и внешнего опыта.

Весь материал познания человек черпает из ощущения и рефлексии . Этот материал складывается из т.н. простых идей. Простые идеи - это наиболее ясные элементы нашего знания. Идеи - исключительно гносеологические образования. Идея "обозначает все, что является объектом мыш­ления". Хотя он и сильно сближает идеи с психологическим аспектом. Идеи Локка - это и абстрактные понятия, и ощущения, и даже образы фантазии. Локк был убежден в том, что непосредственно человеку даны только идеи, а не сами вещи, которые стоят за ними и до которых не так-то просто дойти. Как показало дальнейшее развитие философии, это привело, с одной стороны, к натуралистической, а с другой - к идеалистической трак­товке идей.

Локк различал идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств вещей. Под первичными качествами самими по себе Локк пони­мал неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел, например, протяженность, форму, движение, покой, число. Сюда же Локк относил плотность (непроницаемость). Вторичные качест­ва - это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, доводимые до нашего сознания органами чувств: цвет, звук, запах, вкус. Локк, характеризуя первичные и вторичные качества и идеи о них, писал: "Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных - нет...". "То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах... есть только известный объем, форма, движение не­заметных частиц". Но вторичные качества - отнюдь не иллюзии субъекта. Хотя реальность вторичных качеств субъективна, существует только в человеке, она порождена не просто деятельностью органов чувств, а такой их деятельностью, в основе которой лежат первичные качества в их определенном состоянии и расположении. Это т.н. диспозиционная концепция вторичных качеств, увязывающая субъективный мир с объ­ективным.

Для рационалиста первичные качества могут быть только умопостигаемыми. У Локка первичные качества , в отличие от вторичных как постигаемых одной разновидностью чувств, -те, которые постигают­ся более чем одним чувством . Пространственность, например, пости­гается зрением и осязанием. Это Локк считал даже большей объективно­стью первичных качеств, чем субъективных.

Локковский эмпиризм аналитичен. Локк стремится выявить максима­льно простые идеи , составляющие фундамент дальнейшего процесса по­знания. Такие идеи он обнаруживает как во внешнем, так и во внутрен­нем опыте. Внешний опыт формирует такие идеи как протяженность, конфигу­рация, движение, покой, тепло, холод, цвет и т.п. Простые идеи внут­реннего опыта, рефлексии - это идеи мышления и хотения ("разума " и "воли "). Сложные идеи существуют как комбинации простых: идея "друг" представляет собой совокупность идей чело­века, любви, расположения, действия и др. Степень сложности идей может быть различной. Очевидно соответствие локковских простых идей аналитическому подходу, а сложных - синтетическому.

Говоря о субъекте , его мыслительной активности, Локк решительно отрицал возможность непрерывного субстанциального мышления. Такое мышление он признавал привилегией одного только Бога как "бесконеч­ного творца". Человеческое мышление всегда дискретно, кон­кретно, интенциально, особенно в случае простых идей. Никаких бессо­знательных представлений, неопределенных идей в душе Локк не признавал. Он считал, что "иметь идеи и воспринимать - одно и то же". Ра­зумная душа не может мыслить, не рассуждая, а рассуждать не ощущая. Локк исходит из первенства объекта перед субъектом и из большего богатства первого по отношению ко второму. Он пишет: "Идей, отно­сящихся к большинству чувств, гораздо больше, чем мы имеем о них имен".

Локк допускает существенную пассивность человеческого ума, ког­да прямо сравнивает ум с зеркалом , воспринимающим идеи-образы вещей, простые идеи. Активность ума начинается позднее, когда ум многообразно комбинирует простые идеи в сложные. Но это - активность, исходный материал для которой уже задан. Здесь имеет место, конечно, явное упроще­ние рациональной ступени познания, мышления, характеризующееся чрез­мерной зависимостью мышления от чувственной ступени. Локк считает, что чем больше многообразие соединяемых простых идей, чем сложнее их комбинации, тем выше вероятность ошибок ума. Полу­чается, что простые идеи для познания более важны, чем сложные.

Главный результат деятельности ума над простыми идеями - идея субстанции . При определении этой идеи, как и других сложных идей, Локк подчеркивает значение признаков, свойств вещей, которые мы твердо знаем благодаря постоянному опыту. Локк приходит к заключению, что слово "субстанция" есть "не что иное, как неопре­деленное предположение неизвестно чего". Это своего рода агностицизм.

Существование субстанции несомненно, но оно всегда только объект веры, а не знания.

Относительно другой сложной идеи - идеи состояний , или модусов , Локк приводит идеи пространства, времени и числа. Идея пространства, по Локку, происходит из внешнего опыта. Источник идеи времени - внутренний опыт.

Последняя разновидность сложных идей, по Локку, - идеи отно­шений . Этим идеям не соответствуют никакие особые, самостоятельные объекты. Исходя из идей отношений Локк развивает свою концеп­цию абстракциии обобщения .

Локк - умеренный номиналист, концептуалист: "отвлечен­ные идеи суть продукт разума, но имеют своим основанием сходство вещей". Все объективно существующее, конкретное всегда единично. Понятия - результат деятельности ума, обобщающего идеи благодаря обособлению их "от всего остального сущего и от условий реального существования, как время, место или другие сопутствующие идеи. Это и называется абстрагированием..."

Трактовка простых и сложных идей неотделима от их многообраз­ного выражения в языке . Локк говорит о роли слов в закреплении человеческих мыслей. Он относит деятельность по изобретению слов и их увязыванию с идеями к абстрактному субъекту, мыслимому внеисторически и называемому им Адамом.

Локк говорит о двух основных и взаимосвязанных функциях языка : гражданской и философской. Гражданская функция языка состоит в том, что язык является средством общения в любом человеческом обществе. Философская функция языка заключается в содержательности и точности языка, задающих качество общения людей, прежде всего в аспекте его эффективности. Язык того или иного общества - это язык ученый, философский.

Локк констатирует, что несовершенство, неясность, запутанность языка , употребляемого множеством малограмотных или неграмотных лю­дей, многократно усугубляется, доходя до абсурда, в филосо­фских кругах, претендующих на выспренную ученость. В философских диспутах, лишенных содержания, за словами обычно нет ясных, особенно простых идей, выработка которых требует длительной и труд­ной аналитической работы. Локк обращает внимание на то, что "искус­ное невежество", "ученая галиматья", "тарабарщина", выра­жаемая в различных ученых словечках, удаляет общество от истинного познания. Неслучайно "всем этим ученым спорщикам, всеведущим докто­рам" Локк противопоставляет "необразованных и презираемых ремесленников", на которых держатся действительно полезные искусства. Локк отмечает как крайность то, что происходит при "принятии названий за вещи". Он видел трудность словесного выражения реальных вещей и их соотношений в языке. Различал т.н. номинальные сущности и реальные сущности. Номинальные сущнос­ти - суть различные словесные формы, которым схоластика приписывает полное соответствие в бытии. Это многочисленные "роды" и "виды" , которые при конкретном анализе, опирающемся на опыт, оказыва­ются несостоятельными, надуманными. Тождество номинальных и реальных сущностей в действительности имеет место лишь в простых идеях, относящихся к первичным качествам как самым простым и неиз­менным. Вторичные качества получают свое выражение лишь в номинальных сущностях. Здесь у Локка обнаруживается серьезная сложность, связан­ная с вышеупоминавшимся убеждением в непознаваемости субстанций как подлинных носителей первичных и вторичных качеств.

Локк не обошел молчанием знание, выраженное математическимипонятиями и теориями . И ему Локк стремился дать эмпиристическое истолкование. Декартовскому термину "ясные и отчетливые идеи" Локк противопоставил термин "определенные идеи ". Для Локка истинность заключена не в идеях самих по себе, даже если они пре­дельно ясны, а в их определенном сочетании. Интуитивное познание по Локку имеет место тогда, когда "ум воспринимает соответствие или несоответствие идей непосредственно через них самих, без вме­шательства каких-нибудь других идей". Примеры интуитивно пос­тигаемых истин - "три больше двух", "треугольник не есть круг", "белое не есть черное", и т.п. Интуитивное знание Локк оценивает высоко, ибо благодаря ему, ум, сравнивая идеи, предпочитает ту или иную, переходит с одной идеи на другую.

Что касается демонстративного, выводного знания , то в его трак­товке Локк весьма близок к Декарту. Локк трактует такое знание, исхо­дя из того, что знание о соответствии или несоответствии идей не всегда может быть установлено непосредственно, путем их прямого сравнения. Здесь оказываются необходимыми какие-то посредствую­щие звенья.

Интуитивное и демонстративное знания образуют умозрительное, или чисто умозрительное знание . Хотя оно обладает максимальной точ­ностью, такое знание незначительно по объему. Невозможно жить, руководствуясь только умозрительным знанием. Важно выделить еще один вид знания - сенситивное знание - знание относительно внешних предметов, непрерывно получаемое через наши ощущения, без и вне которых жизнь просто невозможна.

По своей достоверности сенситивное знание не идет в сравнение ни с демонстративным, ни тем более с интуитивным знанием. Достовер­ность сенситивного знания весьма низка. Но Локк был уверен, что, несмотря на то, что сенситивное знание не обладает достоверностью умозрительного, оно с необходимостью убеждает нас в существовании любого единичного предмета. Не может быть сомнения в сущест­вовании внешнего мира.

Локк не может отказаться от понятия Бога при объяснении материи, и тем более - при объяснении происхождения мышления. Он говорит: "Я не вижу никакого противоречия в том, что первое вечное мыслящее сущест­во при желании могло сообщить известным системам сотворенной, бес­чувственной материи некоторую степень чувств, восприятия и мышления". Отрицаяврожденность идеи Бога, Локк, тем не менее, приходит к сле­дующим соображениям: "наше знание бытия Божия достовернее, нежели познание бытия всякой другой вещи, не открытой нам непосредственно нашими чувствами. Более того... мы знаем бытие Божие достовернее, нежели бытие всякой другой вещи вне нас". Бог Локка обладает абсо­лютным знанием. "Озаряя ум сверхъестественный светом, Бог не гасит естественного света".

Локк стал одним из основоположников либерализма в Анг­лии. Именно он впервые в истории политической мысли выдвинул идею разделения правительственной власти - на законодательную, исполнительную и федеративную (ведающую отношениями с другими государствами). Локк - сторонник самой широкой веротерпимости , которая, правда, не мо­жет распространяться на атеистов, разрушающих всякую религию, без чего общество жить не может.

П.Бейль о познании

Пьер Бейль (1647 - 1706 гг.) - французский философ и публицист. Он автор произведений: "Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны, по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года ", "Философский комментарии на слова Иисуса Христа "Заставь их войти" ", "Исторический и критический словарь " (многотомное издание). Издавал журнал "Новости литературной республики ".

Бейль решительно отстаивал веротерпимость, стоял над узкодогматическими религиями своего времени.

Бейль провозглашал совесть как базу любой человеческой моральнос­ти, совершенно независимую от божественного озарения, от утвержде­ний и положений Священного Писания. Он говорил о "естественном све­те совести", данном людям непосредственно, интуитивно. Поня­тие естественного света как способности различения истинного и ложного у Бейля заключало в себе и гносеологическое содержание.

Бейль говорит об "аксиомах естественного света ". К их числу он причисляет, например, следующие: целое больше части, логический закон противоречия, др. утверждал независимость аксиом от сверхъестественного откровения.

По Бейлю, естественный свет обнаруживает нравственный свет совести, способность различать правое и неправое, хорошее и дурное, справедливое и несправедливое.

Бейль фактически отказывается от концепции "двух истин ". Вера, по Бейлю, всегда антиразумна.

Внешне Бейль стремился к очищению христианства от вымыслов, искажающих его в результате запутанных и неправильных толкований Священного Писания. Параллельно он показывал нелепость ряда библейских сказаний, множество суеверий, не уступающих языческим.

Бейль осуществляет моральную реабилитацию атеистов . Это было следствием его мысли об отсутствии закономерной связи между моральностью и религиозностью. Бейль говорил, что скверные, аморальные люди "не потому плохи, что они атеисты, а потому атеисты, что они плохи".

Бейль был приверженцем скептицизма. Но он сочетал свой скептицизм с рационализмом, критикой догматизма. Бейль нисколько не сом­невался в законах логики и истинах математики. Не сомневался он и в интуитивных убеждениях нравственного сознания. Он, однако, очень ясно и ярко показывал противоречия в умозрительных построениях разного рода, включая рассуждения Декарта и Спинозы.

Главная работа Д. Локка по теоретической философии - «Опыт о человеческом разуме» Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960. - была закончена в 1687 году и опубликована в 1690 году.

Годы перед революцией 1688 года, когда Локк не мог без серьезного риска принять теоретическое или практическое участие в английской политике, он провел, сочиняя свой «Опыт о человеческом разуме». Это его важнейшая книга, которая больше всего принесла ему славы, но его влияние на философию политики было так велико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателя философского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания.

Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболее энергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и в теории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитые Монтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще около пятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так же обстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году.

Во Франции 18 века Локк своим влиянием первоначально был обязан Вольтеру. За ним пошли философы и умеренные реформаторы; крайние же революционеры пошли за Руссо. Его французские последователи, правы они были или нет, верили в тесную связь между теорией познания Локка и его взглядами на политику.

В Англии эта связь менее заметна. Из двух наиболее известных последователей Локка Беркли не был значительной фигурой в политике, а Юм принадлежал к партии тори и свои реакционные взгляды изложил в «Истории Англии». Но после Канта, когда немецкий идеализм начал оказывать влияние на мысль Англии, снова возникла связь между философией и политикой: философы, которые шли за немецкими идеалистами, в основном были консерваторами, тогда как последователи Бентама, являющегося радикалом, оставались верными традициям Локка. Однако это соотношение не было постоянным; Т.Г. Грин, например, был одновременно и либералом и идеалистом.

Не только правильные взгляды Локка, но даже его ошибки на практике были полезны.

Опытная компонента познания, в принципе присущая как эмпиристам, так и рационалистам, с наибольшей последовательностью в рассматриваемом веке, была разработана Локком. Автор «Опыта о человеческом разумении» утверждал, что «на опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит» (57: 1, 154) Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.. Опыт складывается из двух источников: ощущений и рефлексии.

Внешний опыт Локк понимал как состоящий из ощущений, а внутренний - как образуемый чувственным отображением (рефлексией) душой своей собственной деятельности.

Таким образом, Локк понимал опыт как совокупность внешних и внутренних чувствований, заявляя, что в этом смысле «все идеи происходят от ощущения и рефлексии» (57: 1, 154). Философ последовательно проводил принцип сенсуализма, сформулированный еще в античной философии, - «нет ничего в уме, чего ранее не было бы в чувствах».

Философия Локка, как это видно из изучения «Опыта о человеческом разуме», вся пронизана определенными достоинствами и определенными недостатками. И те и другие одинаково полезны: недостатки являются таковыми только с теоретической точки зрения.

Локк всегда благоразумен и всегда скорее охотно пожертвует логикой, чем станет парадоксальным. Он провозглашает общие принципы, которые, как читателю легко себе представить, способны приводить к странным следствиям; но всякий раз, когда такие странные следствия, кажется, готовы появиться, Локк тактично воздерживается от их выведения. Так как мир является тем, чем он есть, ясно, что правильное умозаключение из истинных посылок не может привести к ошибкам; но посылки могут быть настолько близки к истине, насколько это требуется в теоретическом отношении, и, тем не менее, они могут привести к практически абсурдным следствиям.

Характерная особенность Локка, которая распространяется и на все либеральное направление, - это отсутствие догматизма. Убеждение в нашем собственном существовании, существовании Бога и в истинности математики - вот те немногие несомненные истины, которые Локк унаследовал от предшественников. Но как бы ни отличалась его теория от теорий его предшественников, в ней он приходит к выводу, что истиной обладать трудно и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Важная процедура, которая была осуществлена Локком, связана с классификацией деятельности разума. После того, как мы получили идеи из опыта, мы их должны обработать Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.. Это обрабатывание может осуществляться всего тремя способами. Мы идеи, полученные из опыта, можем либо разделять - отделять друг от друга - в таком случае мы имеем дело с операцией абстрагирования; причем пределов разделения идей Локк не видит: ему кажется, что любая идея может быть отделена от любой другой; потом ему возражали (вообще, его теорию абстракции резко критиковали). Мы можем соединять идеи; в частности - в суждении это происходит. И мы можем сравнивать идеи.

Приложил свои классификаторские усилия Локк и к проблеме видов познания.

Во-первых, он неявно различает экзистенциальные положения и эссенциальные - касающиеся существования вещи и ее сущности. И здесь возможны три вида знания: интуитивное, демонстративное и чувственное. Или интуитивное знание, доказательное знание и вера (потому, что чувственное знание сближается с верой).

Интуитивное знание Локк понимает так же, как Декарт. То, что он называет демонстративным знанием - соответствует дедуктивному знанию у Декарта - просто другой термин, обозначающий одно и то же (как бы, демонстрация Локка то же самое, что дедукция у Декарта). И чувственное знание тоже имеет аналоги в декартовской философии: вот когда он, к примеру, говорит об убежденности в существование внешнего мира - именно это здесь имеется в виду Локком под чувственным знанием. Наиболее совершенным, конечно, является интуитивное знание, потом демонстративное, и наименее достоверное - чувственное знание.

Эти все проблемы он обсуждает в четвертой части «Опыта...». Она имеет наиболее онтологический характер, потому что здесь Локк прилагает все эти размышления к обсуждению проблемы, с которой Декарт начинал свою философию. А Локк, наоборот, это под занавес обсуждает, а именно - степени достоверности нашего знания о существовании души, мира и Бога.

Еще одно популярное, распространенное заблуждение в отношении Локка состоит в том, что он философ материалистического плана. Какие-то основания для такого рода суждения всегда имеются, на пустом месте они не возникают. Для Локка более достоверно бытие Бога, чем бытие внешнего мира Васильев В.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005. . Внешний мир - это чувственное. Это не то, что дано. Это не внешний мир - то, что мы сейчас с вами осознаем - это идеи все, по Локку. То, что мы видим, непосредственно осознаем - мы остаемся при этом в рамках нашей собственной субъективности.

Мы непосредственно ни одну материальную вещь воспринять не можем: мы воспринимаем только собственные идеи. Идеи вызываются вещами, к бытию которых мы должны умозаключать. Потому что в принципе это может быть сновидением - все, что мы видим, - или может непосредственно Богом вызываться. То есть здесь из того, что мы видим вот этот мир, не следует, что он существует независимо от нас, во-первых; и, во-вторых, что он вызван похожими вещами - на те вещи, которые мы видим. По крайней мере, там нет (в настоящих вещах) цветов и так далее. Но можно вообще поставить вопрос: есть ли этот мир? откуда мы знаем, что он есть за нашими идеями?

Декарт доказывал бытие материального мира, отталкиваясь от представления о правдивости Бога. Но для Локка это слишком метафизичный аргумент, поэтому он вообще никак не доказывает бытие внешнего мира. Локк в этом плане гораздо скептичнее Декарта. Вообще, он по ряду вопросов занимает скептическую позицию - как о носителе, например, психики (субстанциальности ее или несубстанциальности) - так и здесь: бытие внешнего мира недоказуемо. Бытие нашей собственной души мы знаем из интуиции - оно интуитивно очевидно, достоверно. Бытие Бога можно строго доказать, утверждает Локк. Строго. Потому что демонстрация - это высшая степень доказательности. А вот здесь мы ничего не можем сделать.

Правда, он успокаивает нас, что, во-первых, вера в существование внешнего мира и так очень сильна, так что тут доказательств особых не надо. Но в действительности, продолжает он, ничего не меняется. Казалось бы, парадоксальное рассуждение.

Главная цель Локка - определение источников идей и видов знания, видов достоверности, проистекающих из сравнения, соединения или разъединения этих идей. Под идеей Локк имеет в виду любой объект мышления. Мышление же он понимает абсолютно в декартовском смысле, как сознание о чем-то.

Идея - любой объект мышления, а мышление - это любой душевный акт, сопровождающийся сознанием.

Сознание может работать с не-понятиями. Вот вы ощущаете, вы осознаете, что видите сейчас что-то перед вами - неважно даже, что; вот вы это пятно осознаете - это акт мышления, реализующийся в виде ощущения, в данном случае. Мышление не имеет никакого отношения к понятиям. Мышление любой акт сознания, а сознание не обязательно концептуализировано. К понятиям имеет отношение только деятельность рассудка или разума.

Так же, как и Декарт, Локк отрицает бессознательные перцепции - поскольку он связывает сознание с мышлением; бессознательные идеи, точнее говоря. Ничего этого нет. Душа целиком пронизана сознанием. Тут же Локк говорит - вот, во «Введении» - об отрицательных и положительных задачах трактата своего.

Значит, отрицательным или ограничительным, - итогом всего его исследования будет понимание, что далеко не все вопросы - традиционные вопросы метафизики - под силу человеческому разуму. Зачем мы вообще... - вот, надо понимать это четко - зачем браться за исследование души, за исследование способностей души? Какой смысл это имеет? Можно ответить, конечно, на этот вопрос, что это самоценно - это действительно так, не надо искать никакой другой пользы; просто само по себе важно. Но есть и внешняя польза.

После того, как мы узнаем, как устроено наше познание, мы автоматически очертим вокруг него некие пределы, за которые наши способности пробираться не в состоянии, - вот это так называемая ограничительная задача.

Решить эту задачу можно лишь в результате строгого и тщательного анализа душевных сил. Это положительная сторона. То есть и позитивная часть - собственно анализ устройства души, - и ограничительные выводы, которые из этого вытекают; Локк четко проговаривает вот эти две стороны вопроса. И потом это многократно дублировалось, вот такая структура, в сочинениях новоевропейских авторов: у Юма, например.

Самый известный пример - это кантовская «Критика чистого разума» - это одновременно исследование трансцендентальных способностей познания, т.е. позитивное некое действие, и ограничение познаваемых объектов. И слово «критика» включает в себя два смысла, и вот в «Критике чистого разума» эти два смысла действительно очень удачно объединяются. Критика - это и некое несогласие, отрицание; и критика - это исследование, если говорить об этимологии слова.

Вернемся к Локку. После того, как он завершает артподготовку, он приступает к выяснению вопроса, откуда же берутся идеи? Перед ним два варианта: либо они априорны, то есть уже заранее даны в душе, либо из опыта. Других вариантов нет. Доопытные идеи называются врожденными. Локк доказывает, что таковых нет. Как он это делает? Он использует очень простой и действенный аргумент. Он задает вопрос: «Скажите, вот врожденные идеи - допустим, они есть. Но что значит «врожденная идея»? Это значит, что она исконно присуща человеческой природе; не какому-то конкретному человеку, неважно, где это человек живет, в каких условиях, и т.д. - если идея врожденна, она всегда будет присутствовать в нем. Так? Значит, если у человека есть врожденные идеи, то они должны быть у всех людей; поскольку, если они присущи человеческой природе, то, соответственно, должны быть присущи и всем людям, которые люди именно потому, что они имеют человеческую природу. Итак, если врожденность связана со всеобщностью идей - если они всеобщи, то они должны быть всем понятны сразу же Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960..

Локк говорит о внутреннем чувстве как одном из источников идей - о внутреннем опыте. Но что раскрывает нам этот опыт? Он раскрывает нам устройство собственной души и ее способностей. Значит, предполагается уже, самой фигурой речи предполагается, что есть душа, обладающая определенными способностями, которые присущи ей независимо от внешних предметов. И эти способности мы можем назвать врожденными. Способности врожденными можно назвать. Что Локк и делает.

Он признает врожденные способности - на этот раз уже прямо. Врожденные способности души - это те законы, по которым осуществляется деятельность души и которые находятся, принадлежат ее природе, а не берутся откуда-то извне. Эти законы можно открыть во внутреннем чувстве. Эти законы, или формы деятельности, в точности соответствуют тому, что Декарт назвал бы «врожденными идеями II класса», как то: мышление, сознание и т.д. То есть и в этом плане различие между Декартом и Локком невелико.

Итак, если нет врожденного знания в таком абсолютном смысле, а можно говорить лишь в условном ключе, то тогда все наше знание берется из опыта. Опыт бывает, я уже говорил, внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта, или внешнего чувства, Локк называет идеями ощущений. Идеи, которые поставляются нам внутренним чувством, он называет идеями рефлексии. Опять-таки, термин «идея» широко им употребляется. Идеей он называет то, что вы сейчас непосредственно ощущаете перед собой - тетрадки, ручки, - это идеи по Локку, а не сами вещи. Он придерживается той же концепции дуплицированного мира, что и Декарт. Идея ощущения, продолжает он, возникает в душе в результате воздействия на нас внешних предметов.

Есть душа. Предметы воздействуют на душу. При воздействии на душу внешние вещи как бы запускают ее внутренние механизмы. Она включается - душа, после внешнего воздействия, и что-то начинает делать с полученными идеями: во-первых, она их запоминает, эти идеи, потом воспроизводит, сравнивает, разделяет, соединяет. Вот это уже душевные действия. И эти душевные акты раскрываются в рефлексии.

Простая идея (определение довольно трудное, как и всякое элементарное понятие) - это такой предмет мысли, в котором мы никоим образом не можем обнаружить внутреннюю структуру, часть. К примеру, представление о цвете: красный цвет - яркий образец простой идеи. Или какой-нибудь вкус возьмем, запах: никаких частей в запахе нельзя найти - это простая идея. Простые идеи могут объединяться; возникают конгломераты, которые Локк называет сложными идеями. Пример сложной идеи - комок снега. Этот образ объединяет в себе белизну, холод, рассыпчатость и многие другие качества, каждое из которых является простой идеей.

Простые идеи надо отличать от модусов простых идей - довольно сложное понятие локковской философии. Модусы простых идей возникают при повторении, при размножении одной и той же качественной определенности. Пример - протяжение. Если мы спрашиваем: идея протяжения - простая или сложная идея, то мы оказываемся в несколько двусмысленном положении, по Локку. С одной стороны, протяжение мыслится как однородное что-то. Это говорит за то, что это простая идея. Но с другой стороны, протяжение делимо. А делимость - качество сложной идеи. Локк сочетает эту амбивалентность в термине «модус простой идеи». Простой идеей протяжения будет некое представлением об элементарном протяжении, атомарности какой-то, что ли, точки какой-нибудь. Но, так или иначе, здесь присутствует размножение однородного. Что и закрепляется соответствующим термином.

Локк формулирует общий закон: все идеи, говорит он, проистекают из опыта. Не все идеи вообще, а все простые идеи берутся из опыта. Тогда как сложные идеи могут и не иметь архетипов в опыте. Представьте себе платиновую гору, например. Вот это идея. Видели вы платиновую гору? Нет, конечно. Значит, не все идеи из опыта? Что же - это врожденная идея - платиновая гора? Нет, просто это сложная идея. А вот идея платины и идея горы, которые условно можно назвать простыми идеями (они в действительности непростые, можно и дальше делить, - не в этом дело), - они имеют опытный архетип. То есть что-то было в ощущениях, что им соответствовало.

Что касается идеи ощущения, то их существует очень много видов, причем большая часть всей массы ощущений делится, соответственно разделениям органов чувств. Вот у человека существует пять чувств - соответственно, пять громаднейших классов идей ощущений:зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых, тактильных и слуховых. Это простые; если говорить об элементарных компонентах каждого из этих классов, то да: это простые идеи ощущений.

Некоторые идеи, говорит Локк, связаны не только с ощущениями, но и с рефлексией тоже могут быть связаны; то есть не только с внешним, но и с внутренним чувством. Ну, во-первых, идея бытия, например, или идея единства: они не специфицированы внешним чувством. То есть... эти идеи можно получить и из внешнего и из внутреннего чувства. То же самое с идеями удовольствия и страдания: удовольствие может вызываться приятными ощущениями вкусового плана, а может вызываться чувством собственной свободы. Тут Локк говорит, по сути, о давнем делении удовольствий на телесные и интеллектуальные. Ну, это достаточно стандартно здесь пока выглядит, никаких открытий тут он не делает.

Но более любопытно уяснить его позицию относительно простых идей рефлексии - специфических, причем, идей. Рефлексия - это взгляд из самого себя; то есть взгляд открывает формы деятельности нашей души, и соответственно вопрос о том, какие существуют простые идеи рефлексии, равносилен другому, очень важному вопросу: в каких основных видах деятельности душа реализует свою сущность? В чем проявляется, другими словами сущность души? Вот в том, в чем проявляется сущность души, то мы и должны будем называть простыми идеями рефлексии.

Проявляется же сущность души, главным образом, в ее теоретической и практической деятельности. Наиболее общим модусом теоретической деятельности Локк называет представление, или восприятие. Ну, а наиболее общей характеристикой практической стороны душевной жизни является желание, или воля. Итак, вот краеугольные камни, на которых стоит душевная жизнь: на восприятии и на желании. Причем все остальные формы являются производными, по Локку. Вот, скажем, память, воображение, интеллект - все это производные от представления - все это разновидности представления. Локк называет воображение, память, ощущения, сомнение, предвосхищение, разум - все это он называет простыми модусами, модусами простой идеи рефлексии, а именно восприятия или представления.

И сами сложные идеи Локк тоже классифицирует. Он подразделяет их на три класса: идеи субстанции, идеи модусов (идея субстанции - это, например, человек - вот идея субстанции (какая субстанция здесь не указывается - просто субстанция, неважно, какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) - идея красоты) и идеи отношения (например: причина - коррелятивное понятие).