Специфика репортажа. Изучение особенностей жанра «репортаж. Как написать актуальный репортаж

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности репортажа и репортажного письма как жанра
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра

Введение

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра………………………..5

1.1. Особенности репортажа и репортажного письма как жанра…………….5

1.2. Развитие жанра репортажа в России……………………………………..14

Глава II. Репрезентация жанра репортажа и репортажного

письма ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру………………..21

2.1. Виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ

и Интернет-издание Лента.ру…………………………………………………21

2.2. Стилистические особенности жанра репортажа

и репортажного письма……………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………………………45

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телœевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала данный жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в изучение репортажа как жанра журналистики.

Объект исследования : жанры журналистики.

Предмет исследования : репортаж и репортажное письмо как жанр журналистики в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру.

Цель исследования – рассмотреть особенности жанра репортажа и репортажного письма на примере газет ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издания Лента.ру.

Для достижения поставленной цели были определœены следующие задачи исследования :

Рассмотреть особенности репортажа и репортажного письма как жанра;

Изучить специфику развития жанра репортажа в России;

Выделить виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру;

Рассмотреть стилистические особенности жанра репортажа и репортажного письма.

Методологической основой исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователœей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др.

Методы исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения особенностей жанра репортажа и репортажного письма; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия структуры, языковых особенностей.

Теоретическая значимость работы состоит по сути в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях жанра репортажа и репортажного письма.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее базовых выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству - созданию ʼʼэффекта присутствияʼʼ - читатель становится свидетелœем события вместе с журналистом.

Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, ʼʼрепортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является авторʼʼ. Такое определœение понятия является общепринятым, хотя оно не отражает всœех граней и тонкостей данного жанра журналистики.

Творческая лаборатория репортера включает сбор и обработку сведений о ка­ком-либо значимом событии, то есть факте; происходит преломление и отражение уви­денного в тексте. Отражением в философии называют всœеобщее свойство материи, заклю­чающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

В философской теории отражения ис­ходным пунктом является диалектико-ма­териалистический принцип, согласно кото­рое результаты познания должны являться относительно адекватными своему источни­ку, то есть оригиналу. ʼʼДанного явления, по мнению ученого, можно достигнуть посред­ством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов. В первую очередь, при помощи активного извлечения нужных, а, во-вторых, исключения ненужных, побочных сведений об оригиналеʼʼ.

Репортаж как жанр зародился на стра­ницах европейских газет в первой половинœе XIX века и его название происходит от ла­тинского слова ʼʼreportareʼʼ, означающего ʼʼпередаватьʼʼ, ʼʼсообщатьʼʼ. ʼʼПервоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных засе­даний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репор­тажи стали называть отчетами. А репорта­жами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему со­держанию, форме похожи на современные российские очеркиʼʼ, - пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные ре­портеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эр­нест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др.
Размещено на реф.рф
были, в нашем понимании, скорее очеркистами, не­жели репортерами. Западные очерки явля­ются генетическими предшественниками и ближайшими ʼʼродственникамиʼʼ нынешнего российского репортажа.

В современной науке можно выделить более десятка толкований жанра репортажа. В корне ре­портажа всœегда находится общественно зна­чимое событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается на гла­зах у читателя. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, на­глядность происходящего, активно дейст­вующее авторское ʼʼяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ помогает создавать так называемый ʼʼэффект присут­ствияʼʼ, позволяя читателю находиться ря­дом с репортером и вместе с ним видеть происходящее событиеʼʼ. Некоторые ас­пекты этого определœения жанра вызывают возражения ученых. Так, исследователь М. Ким отмечает, что предметом отображе­ния в репортаже является не событие, а не­посредственно сам процесс, действие. Жур­налист показывает не просто факты, а дина­мику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним: ʼʼВ репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядите­лем всœего действия. Основная задача журна­листа - создание целостного впечатления об эпизоде жизниʼʼ.

В словарной статье Большой Совет­ской Энциклопедии репортажи делятся на событийные и тематические. Выделяется специфическая черта͵ характерная, по мне­нию автора словарной статьи, для ʼʼжелтойʼʼ прессы - обязательное наличие сенсацион­ности в репортажах Определœенная идеоло­гическая заданность выражена в следующем высказывании: ʼʼВ марксистской журнали­стике репортер правдиво информирует о наиболее значительных и интересных собы­тиях общественно-политической, экономи­ческой и культурной жизниʼʼ.

М. Милых в статье ʼʼСтиль репортажаʼʼ сосредотачивает внимание на сочетании до­кументальности и эмоциональности отраже­ния события в репортаже: ʼʼСуществует две тенденции, две словесные стихии, дающие в своем противоборстве яркий многоплановый стиль репортажа. В первую очередь, тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; во-вторых, тенденция к живописному эмоцио­нальному изображению действительности, стремление не только отразить событие, но и показать свое отношение к немуʼʼ. При этом исследователь пытается найти корни репортажа, выделяя характерные чер­ты авторского ʼʼяʼʼ в тексте: ʼʼПо сравнению с беллетристикой ʼʼяʼʼ репортера-журналиста - не литературная маска, не ʼʼобраз рассказчи­каʼʼ, не способ стилизации. Здесь ʼʼяʼʼ пишу­щего, рассказывающего и автора непосред­ственно совпадают, что придает повествова­нию особый характер публицистичности, очевидности, документальности происходя­щего и описываемогоʼʼ.

Попытки определить гносœеологиче­ские истоки данного жанра предпринял Г. Солганик: ʼʼАнализ показывает, что ре­портаж - это синтетический жанр, вмещаю­щий в себя стилевые черты многих других газетных жанров, но вмещающий не эклек­тически, а перерабатывающий их в соответ­ствии со своей природой, задачами и особенностямиʼʼ. По мнению исследователя, ʼʼкомпозиционно-жанровая схема репортажа имеет общие стилистические черты и до­вольно устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Она определя­ется временными рамками события, после­довательного изложения фактов. С незначи­тельными отклонениями в самом общем ви­де это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, пуб­лицистическое отступление, элементы ин­тервью (чужая речь), концовка. При этом ре­портаж допускает довольно значительные отклонения от канонической формы. Требо­ваниями жанра очерчиваются лишь общие контуры, общие черты, внутри же стилевых рамок возможно и действительно существу­ет разнообразие почерков, творческих ма­нерʼʼ.

Согласен с Г. Солгаником в определœе­нии синтетической природы жанра репорта­жа Е. Рябчиков, который отмечает, что ре­портаж ʼʼвпитал в себя многие драгоценные черты других жанров - очерка, интервью, отчета͵ хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплавʼʼ. Отличительными качествами репортажа Е. Рябчиков считает активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Многообразный мир находится в поле зрения репортера. В то же вре>м в процессе познания действительности журналист фо­кусирует внимание на общественно значи­мых событиях.

Говоря о соотношениях субъективного и объективного в факте, многие ученые при­ходят к выводу, что ʼʼсодержание факта есть отражение объективного события, находя­щегося вне человеческого сознания, а фор­ма, в которой осуществляется это отраже­ние, субъективнаʼʼ.

По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его ре­альным существованием в действительно­сти, хотя бы в силу психофизиологических особенностей восприятия его журналистом.

От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали, какие картины действительности будут представ­лены наиболее зримо, какова будет сюжетно-композиционная структура материала. Наличие автора в тексте должна быть выра­жено по-разному: благодаря размышлениям, ремаркам, монологам, отступлениям, харак­теристикам и т. п. Данные средства являют­ся важными для достижения ʼʼэффекта при­сутствияʼʼ. Получается, что в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динами­ку развития события, при этом выражая свое авторское отношение к происходящему на его глазах.

Вместе с тем главное при работе в жанре репортажа для журналиста - доста­точно умеренное использование изобрази­тельных средств, считает Г. Солганик: ʼʼСпецифика описания в репортаже и в пуб­лицистике вообще - в его документально­сти, достоверностиʼʼ. Такой характер описа­ния обусловливает сдержанность, умерен­ность в использовании изобразительных средств.

В то же время Г. Солганик считает од­ной из главных отличительных черт жанра прямую речь. Она придает красочность опи­сываемому действию, но и она имеет свою специфику: ʼʼБольшое значение в репортаже имеет и сама словесная фактура прямой ре­чи. Чужая речь, воспроизводимая без изме­нений, разнообразит словесную ткань, обо­гащает речевую палитру репортажа, позво­ляя менять речевой план изложения. В этом смысле сама прямая речь, даже не индиви­дуализированная, данная в сугубо деловой манере, - это выразительное средство. Од­нако следует соблюдать меру в использова­нии прямой речи. Злоупотребление ею мо­жет дать обратный ожидаемому результат, привести к однообразию, монотонности, да­же изменить природу жанраʼʼ. Прямая речь в репортаже важна ятя употребления в качестве одного из способов смены планов, что в конечном итоге делает репор­таж более динамичным.

Благодаря ʼʼэффекту присутствияʼʼ создается определœенная иллюзия получения чувственно-практического опыта. И она нужна для того, чтобы подготовить читателя к верной оценке описываемого события. Чем лучше передан эффект, тем, следовательно, и лучше воспринимается репортаж в целом.

С. Гуревич в работе ʼʼРепортаж в газе­теʼʼ подмечает ряд черт жанра, в частности, его публицистичность, выделяя особо ре­портаж - ʼʼраздумьеʼʼ, имеющий в своем со­ставе немало авторских отступлений и как следствие склонный к аналитичности. С этой точкой зрения солидаризиру­ется В. Ученою. По ее мнению, на страницы печатных СМИ всœе больше и больше стал проникать аналитический репортаж, кото­рый с полным правом можно назвать психо­логическим. Склонность к анализу в репор­тажах стала проявляться как результат пере­носа читательского интереса на глубинные причины происходящего события, того, что остается за кадром.

А. Тертычный в монографии ʼʼЖанры периодической печатиʼʼ отмечает два спосо­ба, благодаря которым журналист может вызвать сопереживание читающего. Пер­вый - изложить динамику события, его по­следовательное развитие. Второй - изло­жить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием. ʼʼРепор­таж, - по его словам, - роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. При этом в репортаже наглядность несет чис­то информативную функцию, функцию со­общения о вполне конкретном событии, происшествии и прочегоʼʼ.

В этом А. Тертычный видит отличие репортажа от других жанров. Так, в очерке отображение преследует цель обобщения, в аналитических жанрах- для ʼʼукрашенияʼʼ и ʼʼоживленияʼʼ серьезных и, как следствие, трудных для восприятия некоторой части аудитории размышлений автора текста.

В последнее время исследователи пы­таются расщепить жанр репортажа на со­ставляющие и узнать, что является пер­воосновой, или, как говорит Е. Пронин, - ʼʼквантом репортажаʼʼ. Последо­вательно разбирая как теорию, так и журна­листскую практику, исследователь приходит к выводу, что создание ʼʼэффекта присутст­вияʼʼ является важным и необходимым эле­ментом придания репортажности тексту.

Е. Пронин дает определœение ʼʼкванта репортажаʼʼ. Одна из ведущих характеристик данного вида текстов, по его мнению, есть сенсационность. Именно благодаря ей в массовой коммуникации запускается меха­низм, который привлекает внимание читате­ля к тому или иному тексту: ʼʼФакт как вы­разительное средство предметно предъявля­ет материальный объект отображения, вы­зывая ощущение внутритекстового контакта с реальностью, с которого, как с порога, на­чинается переориентация личности в откры­той (развивающейся) ситуации социальной практики. И для журналиста принцип пред­метного предъявления остается универсаль­ным творческим приемом, даже когда он пишет о духовных ценностях, абсурдных коллизиях или ʼʼбеспредметном искусствеʼʼ. При этом приведенное высказыва­ние не служит, по нашему мнению, основа­нием для признания сенсационности собы­тия ʼʼквантом репортажаʼʼ.

Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть два важных обстоятельства. В первую очередь, ре­портаж, как жанр журналистики, представ­ляет собой историческое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет причины возникновения, определœен­ные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанра­ми журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жан­ра репортажа.

В современной журналистике очень часто встречается смешение жанров. На страницах периодических изданий появляются материалы, в которых используются выразительные средства и методы, присущие разным типам журналистских текстов. Иногда в процессе изменения медиапространства рождаются и новые жанры. Такая динамика – нормальное явление. Действительность вокруг нас меняется, а вместе с ней меняются потребности и характеристики аудитории.

В последнее время в самых разных журналистских материалах встречаются вкрапления репортажного письма. Эта тенденция прослеживается в современной прессе довольно явно. Но если вернуться на несколько десятилетий назад, то мы поймём, что подобное явление не новость. Ещё в 70-80-ые годы Анатолий Аграновский писал свои корреспонденции, используя репортажный стиль.

Жанровая динамика исследуется в теории журналистики довольно давно. Существует большое количество трудов, посвящённых развитию очерка, репортажа и т.д. При этом практически нет монографий, в которых бы назывались причины использования репортажного письма в разных жанрах. По этой причине данная проблема представляет собой интересное поле для исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил нам выделить одну из базовых характеристик репортажного письма – отражение полифонии действительности. Под этим термином мы понимаем передачу информации по всœем каналам восприятия с помощью словесных и других средств. Можно рассматривать два подвида этого феномена: полифония как живое звучание жизни и полифония как многоголосица мнений. Первая передает визуальные образы, звуки, осязательные ощущения, запахи, ᴛ.ᴇ. весь комплекс впечатлений, которые мы можем воспринимать органами чувств. Вторая – представляет всю гамму мнений участников события (реплики, голоса героев материала). Обе эти разновидности помогают воссоздать выпуклую, осязаемую картину действительности и, кроме того, способствуют созданию эффекта присутствия.

В каком-то смысле полифонию действительности в журналистском тексте можно назвать предтечей мультимедийных продуктов. В случае если в мультимедиа звук, визуальное изображение - ϶ᴛᴏ информация, закодированная в разных знаковых системах, то в тексте полифоничная картина воспроизводится в пределах одной знаковой системы – языка.

Чаще всœего репортажная картинка даётся в лиде и нескольких последующих абзацах. Такой прием призван привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Это своеобразная приманка. Возможно, подобное явление пришло в тексты печатных СМИ из практики телœевизионной журналистики. Ведь телœевизионные сюжеты часто начинают с репортажных зарисовок.

Бывает, что журналист пишет весь материал в репортажном ключе, но не даёт описания события в развитии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он заимствует только ʼʼвнешнюю оболочкуʼʼ жанра, но не преследует целœей, характерных для репортажа. Проблемные статьи, изложенные с использованием репортажного стиля, дают возможность крупным планом показать то, что скрыто от глаз и порой неуловимо.

Иногда ʼʼрепортажностьʼʼ позволяет подчеркнуть достоверность данных, о которых говорит журналист. Такая иллюстрация позволяет реалистично и объективно рассказать о событиях. Вместе с тем, введение живых голосов, ярких примеров всœегда делает текст более убедительным.

Следует отметить, что репортажное письмо используется не только в проблемных, но и в лёгких, развлекательных материалах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить основные причины использования репортажного письма в текстах СМИ:

- ʼʼприманкаʼʼ (любопытная картинка, которая притягивает внимание читателя);

Создание эффекта эмпатии (вчуствования);

Облегчение усвоения информации;

Передача достоверности (претензия на документальность отражения происходящего).

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности репортажа и репортажного письма как жанра" 2017, 2018.

19. Репортаж как жанр публицистики

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, – и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает, вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.

20. Очерк как жанр публицистики

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же – к документально-журналистским.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняшний день типа очерковой публикации.

Портретный очерк. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Ибо это является исклю¬чительно важным моментом в жизни каждого человека.Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать – как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя. В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Проблемный очерк. Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке.

Путевой очерк. Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н.И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»).

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» – «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным – зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен – все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например, исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего – сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству - созданию "эффекта присутствия" - читатель становится свидетелем события вместе с журналистом.

Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, "репортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор". Такое определение понятия является общепринятым, хотя оно не отражает всех граней и тонкостей данного жанра журналистики.

Творческая лаборатория репортера включает сбор и обработку сведений о каком-либо значимом событии, то есть факте; происходит преломление и отражение увиденного в тексте. Отражением в философии называют всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

В философской теории отражения исходным пунктом является диалектико-материалистический принцип, согласно которое результаты познания должны являться относительно адекватными своему источнику, то есть оригиналу. "Данного явления, по мнению ученого, можно достигнуть посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов. Во-первых, при помощи активного извлечения нужных, а, во-вторых, исключения ненужных, побочных сведений об оригинале".

Репортаж как жанр зародился на страницах европейских газет в первой половине XIX века и его название происходит от латинского слова "reportare", означающего "передавать", "сообщать". "Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами. А репортажами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки", - пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. Западные очерки являются генетическими предшественниками и ближайшими "родственниками" нынешнего российского репортажа.

В современной науке можно выделить более десятка толкований жанра репортажа. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское "я", которое помогает создавать так называемый "эффект присутствия", позволяя читателю находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть происходящее событие". Некоторые аспекты этого определения жанра вызывают возражения ученых. Так, исследователь М. Ким отмечает, что предметом отображения в репортаже является не событие, а непосредственно сам процесс, действие. Журналист показывает не просто факты, а динамику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним: "В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни".

В словарной статье Большой Советской Энциклопедии репортажи делятся на событийные и тематические. Выделяется специфическая черта, характерная, по мнению автора словарной статьи, для "желтой" прессы - обязательное наличие сенсационности в репортажах Определенная идеологическая заданность выражена в следующем высказывании: "В марксистской журналистике репортер правдиво информирует о наиболее значительных и интересных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни".

М. Милых в статье "Стиль репортажа" сосредотачивает внимание на сочетании документальности и эмоциональности отражения события в репортаже: "Существует две тенденции, две словесные стихии, дающие в своем противоборстве яркий многоплановый стиль репортажа. Во-первых, тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; во-вторых, тенденция к живописному эмоциональному изображению действительности, стремление не только отразить событие, но и показать свое отношение к нему". При этом исследователь пытается найти корни репортажа, выделяя характерные черты авторского "я" в тексте: "По сравнению с беллетристикой "я" репортера-журналиста - не литературная маска, не "образ рассказчика", не способ стилизации. Здесь "я" пишущего, рассказывающего и автора непосредственно совпадают, что придает повествованию особый характер публицистичности, очевидности, документальности происходящего и описываемого".

Попытки определить гносеологические истоки данного жанра предпринял Г. Солганик: "Анализ показывает, что репортаж - это синтетический жанр, вмещающий в себя стилевые черты многих других газетных жанров, но вмещающий не эклектически, а перерабатывающий их в соответствии со своей природой, задачами и особенностями". По мнению исследователя, "композиционно-жанровая схема репортажа имеет общие стилистические черты и довольно устойчивый характер. Она определяется временными рамками события, последовательного изложения фактов. С незначительными отклонениями в самом общем виде это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, публицистическое отступление, элементы интервью (чужая речь), концовка. Однако репортаж допускает довольно значительные отклонения от канонической формы. Требованиями жанра очерчиваются лишь общие контуры, общие черты, внутри же стилевых рамок возможно и действительно существует разнообразие почерков, творческих манер".

Согласен с Г. Солгаником в определении синтетической природы жанра репортажа Е. Рябчиков, который отмечает, что репортаж "впитал в себя многие драгоценные черты других жанров - очерка, интервью, отчета, хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплав". Отличительными качествами репортажа Е. Рябчиков считает активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Многообразный мир находится в поле зрения репортера. В то же вре>м в процессе познания действительности журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях.

Говоря о соотношениях субъективного и объективного в факте, многие ученые приходят к выводу, что "содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна".

По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его реальным существованием в действительности, хотя бы в силу психофизиологических особенностей восприятия его журналистом.

От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали, какие картины действительности будут представлены наиболее зримо, какова будет сюжетно-композиционная структура материала. Наличие автора в тексте может быть выражено по-разному: благодаря размышлениям, ремаркам, монологам, отступлениям, характеристикам и т. п. Данные средства являются важными для достижения "эффекта присутствия". Получается, что в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, при этом выражая свое авторское отношение к происходящему на его глазах.

Вместе с тем главное при работе в жанре репортажа для журналиста - достаточно умеренное использование изобразительных средств, считает Г. Солганик: "Специфика описания в репортаже и в публицистике вообще - в его документальности, достоверности". Такой характер описания обусловливает сдержанность, умеренность в использовании изобразительных средств.

В то же время Г. Солганик считает одной из главных отличительных черт жанра прямую речь. Она придает красочность описываемому действию, но и она имеет свою специфику: "Большое значение в репортаже имеет и сама словесная фактура прямой речи. Чужая речь, воспроизводимая без изменений, разнообразит словесную ткань, обогащает речевую палитру репортажа, позволяя менять речевой план изложения. В этом смысле сама прямая речь, даже не индивидуализированная, данная в сугубо деловой манере, - это выразительное средство. Однако следует соблюдать меру в использовании прямой речи. Злоупотребление ею может дать обратный ожидаемому результат, привести к однообразию, монотонности, даже изменить природу жанра". Прямая речь в репортаже важна ятя употребления в качестве одного из способов смены планов, что в конечном итоге делает репортаж более динамичным.

Благодаря "эффекту присутствия" создается определенная иллюзия получения чувственно-практического опыта. И она нужна для того, чтобы подготовить читателя к верной оценке описываемого события. Чем лучше передан эффект, тем, следовательно, и лучше воспринимается репортаж в целом. С. Гуревич в работе "Репортаж в газете" подмечает ряд черт жанра, в частности, его публицистичность, выделяя особо репортаж - "раздумье", имеющий в своем составе немало авторских отступлений и как следствие склонный к аналитичности. С этой точкой зрения солидаризируется В. Ученою. По ее мнению, на страницы печатных СМИ все больше и больше стал проникать аналитический репортаж, который с полным правом можно назвать психологическим. Склонность к анализу в репортажах стала проявляться как результат переноса читательского интереса на глубинные причины происходящего события, того, что остается за кадром.

А. Тертычный в монографии "Жанры периодической печати" отмечает два способа, благодаря которым журналист может вызвать сопереживание читающего. Первый - изложить динамику события, его последовательное развитие. Второй - изложить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием. "Репортаж, - по его словам, - роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и прочего".

В этом А. Тертычный видит отличие репортажа от других жанров. Так, в очерке отображение преследует цель обобщения, в аналитических жанрах- для "украшения" и "оживления" серьезных и, как следствие, трудных для восприятия некоторой части аудитории размышлений автора текста.

В последнее время исследователи пытаются расщепить жанр репортажа на составляющие и выяснить, что является первоосновой, или, как говорит Е. Пронин, - "квантом репортажа". Последовательно разбирая как теорию, так и журналистскую практику, исследователь приходит к выводу, что создание "эффекта присутствия" является важным и необходимым элементом придания репортажности тексту.

Е. Пронин дает определение "кванта репортажа". Одна из ведущих характеристик данного вида текстов, по его мнению, есть сенсационность. Именно благодаря ей в массовой коммуникации запускается механизм, который привлекает внимание читателя к тому или иному тексту: "Факт как выразительное средство предметно предъявляет материальный объект отображения, вызывая ощущение внутритекстового контакта с реальностью, с которого, как с порога, начинается переориентация личности в открытой (развивающейся) ситуации социальной практики. И для журналиста принцип предметного предъявления остается универсальным творческим приемом, даже когда он пишет о духовных ценностях, абсурдных коллизиях или "беспредметном искусстве". Однако приведенное высказывание не служит, по нашему мнению, основанием для признания сенсационности события "квантом репортажа".

Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть два важных обстоятельства. Во-первых, репортаж, как жанр журналистики, представляет собой историческое явление, которое имеет причины возникновения, определенные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанрами журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жанра репортажа.

В современной журналистике очень часто встречается смешение жанров. На страницах периодических изданий появляются материалы, в которых используются выразительные средства и методы, присущие разным типам журналистских текстов. Иногда в процессе изменения медиапространства рождаются и новые жанры. Такая динамика - нормальное явление. Действительность вокруг нас меняется, а вместе с ней меняются потребности и характеристики аудитории.

В последнее время в самых разных журналистских материалах встречаются вкрапления репортажного письма. Эта тенденция прослеживается в современной прессе довольно явно. Но если вернуться на несколько десятилетий назад, то мы поймём, что подобное явление не новость. Ещё в 70-80-ые годы Анатолий Аграновский писал свои корреспонденции, используя репортажный стиль.

Жанровая динамика исследуется в теории журналистики довольно давно. Существует большое количество трудов, посвящённых развитию очерка, репортажа и т.д. Однако практически нет монографий, в которых бы назывались причины использования репортажного письма в разных жанрах. Поэтому данная проблема представляет собой интересное поле для исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил нам выделить одну из основных характеристик репортажного письма - отражение полифонии действительности. Под этим термином мы понимаем передачу информации по всем каналам восприятия с помощью словесных и других средств. Можно рассматривать два подвида этого феномена: полифония как живое звучание жизни и полифония как многоголосица мнений. Первая передает визуальные образы, звуки, осязательные ощущения, запахи, т.е. весь комплекс впечатлений, которые мы можем воспринимать органами чувств. Вторая - представляет всю гамму мнений участников события (реплики, голоса героев материала). Обе эти разновидности помогают воссоздать выпуклую, осязаемую картину действительности и, кроме того, способствуют созданию эффекта присутствия.

В каком-то смысле полифонию действительности в журналистском тексте можно назвать предтечей мультимедийных продуктов. Если в мультимедиа звук, визуальное изображение - это информация, закодированная в разных знаковых системах, то в тексте полифоничная картина воспроизводится в пределах одной знаковой системы - языка.

Чаще всего репортажная картинка даётся в лиде и нескольких последующих абзацах. Такой прием призван привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Это своеобразная приманка. Возможно, подобное явление пришло в тексты печатных СМИ из практики телевизионной журналистики. Ведь телевизионные сюжеты часто начинают с репортажных зарисовок.

Бывает, что журналист пишет весь материал в репортажном ключе, но не даёт описания события в развитии. Таким образом, он заимствует только "внешнюю оболочку" жанра, но не преследует целей, характерных для репортажа. Проблемные статьи, изложенные с использованием репортажного стиля, дают возможность крупным планом показать то, что скрыто от глаз и порой неуловимо.

Иногда "репортажность" позволяет подчеркнуть достоверность данных, о которых говорит журналист. Такая иллюстрация позволяет реалистично и объективно рассказать о событиях. Кроме того, введение живых голосов, ярких примеров всегда делает текст более убедительным.

Следует отметить, что репортажное письмо используется не только в проблемных, но и в лёгких, развлекательных материалах.

Таким образом, можно выделить основные причины использования репортажного письма в текстах СМИ:

"приманка" (любопытная картинка, которая притягивает внимание читателя);

создание эффекта эмпатии (вчуствования);

облегчение усвоения информации;

передача достоверности (претензия на документальность отражения происходящего).

Изучение особенностей жанра «репортаж»

Сущность и признаки репортажа

По мнению М.Н. Кима репортаж является одним из жанров журналистики, обладающий «синтетической природой». В нём соединяются и используются самые разнообразные художественные средства изображения.

Но, несмотря на то, что репортаж включает в себя элементы других различных жанров у него имеются свои отличительные особенности: «Возможность включения в ткань репортажного описания различных жанровых элементов может восприниматься как отсутствие у данного жанра собственных отличительных признаков. Но это, конечно, не так. К специфическим жанровым особенностям репортажа можно отнести: оперативность, актуальность, наглядность, документальность, достоверность. Все эти признаки в репортаже так или иначе взаимосвязаны и взаимообусловлены.»

Оперативность как признак присуща и многим другим информационным жанрам. Но, когда дело касается репортажа, то данное качество зачастую соотносится с такими понятиями, как «сиюминутность» и «одномоментность» и данный факт указывает на то, что: «репортаж как никакой другой жанр журналистики напрямую связан с временным материалом».

Таким образом, постоянными качествами репортажа являются: событийность, новизна, динамичность.

Специфичность репортажного материала состоит в том, что репортер делится с читателями своими впечатлениями о событии в тот самый момент, когда событие свершается; порой самому репортеру неизвестно, чем окончится событие, и в этом заключается его непредсказуемость, а значит, и его новизна.

Динамичность репортажного описания -- в том, что журналист, выступает в качестве участника события и тем самым передает все детали, а также отслеживает все значимые изменения в событии.

Повествование или описание в репортаже создается с помощью «раз-

Подробности

Свидетельства

Подлинные документы и т.д.

И элементы публицистики:

Комментарии

Лирические отступления и т.п.

Соединяет все элементы репортажного материала авторский замысел, «который выражается через отношение

пишущего к описываемому событию».

«Данное отношение, как отмечают лингвисты, имеет субъективно-модальное значение, т. е. именно через модальность проявляются личность автора, его мировоззрение, эмоциональный настрой, художественное кредо, с одной стороны, и жанр конкретного произведения -- с другой».

Таким образом, в репортаже автор выражает свое мнение по поводу конкретного события, с помощью трёх моделей: «Я видел, как…», «Я думаю, что…», «Они мне сказали, что…», при этом в рамках каждой такой модели «автор может использовать разнообразные приемы самовыражения и самовыявления» .

Основой репортажного события являются факты. Факты используются для того, чтобы читатель мог удостовериться в реальности и подлинности события. При этом автор репортажа может не только описывать происходящее событие, но и комментировать его, так как «Факт, «облученный» авторским мнением, придает всему материалу субъективную окрашенность».

Обычно факты в репортаже представляются в качестве общих сведений (чисел, дат, свидетельских показаний, различных высказываний, документов и т.д.), образуя документальную основу всего материала.

Также в репортаже используются подробности. Их функция заключается в том, чтобы обрисовать внешность и характер персонажей, обстановку, окружающую природу или местность. При этом важно отметить, что подробности не должны даваться автором в развернутом виде, они служат для того, чтобы создать определенный фон.

Ещё одним признаком репортажа является -- наглядность. Достижение автором наглядности происходит за счёт выразительных приёмов, к которым относится:

создание образной картины происходящего с помощью

ярких и запоминающихся деталей

использование в репортажном описании подробностей

последовательное воспроизведение хода события

показ участников события через их портретные и речевые характеристики

передача эмоциональной и психологической атмосферы происходящего

создание «эффекта присутствия» на месте события.

Все эти элементы создают точную картину происходящего.