Английская леди 19 века. Воспитание и манеры английских леди XVIII–XIX вв. Как одевается среднестатистическая англичанка

Алина Возная

В старой доброй Англии высшим достижением женщины было создание семьи. Традиционному обществу противостояли изменщицы и «синие чулки».

«Синие чулки»

В середине 18 века годах английская писательница Элизабет Монтегю организовала интеллектуальный салон. Среди посетителей ее дома выделялся ботаник Бенджамин Стиллингфлит. Вопреки правилам этикета, вместо черных шелковых чулок он носил синие шерстяные. Со временем «синими чулками» лондонцы стали так называть всех участников таких собраний.

В начале 19 века «синий чулок» - обидный ярлык для женщины, увлеченных образованием или работой в ущерб личной жизни. Со временем прозвище поменяло оттенок - так называли эрудированных дам, жизнь которых не ограничивалась ролью жены и матери.

Отношение к образованным и самостоятельным женщинам в Англии 17-18 века не было однозначным. Одни мужчины их боготворили, другие - опасались. «Синие чулки» проводили время в салонах вместе с литераторами, философами и художниками. Многие из этих женщин сами писали книги или открывали школы.

Слишком умная для брака

Английская писательница и филантроп Ханна Мор стала «синим чулком» из-за разбитого сердца. Ей было 22 года, когда она согласилась выйти замуж за Уильяма Тернера. Старший на 20 лет жених не спешил назначать дату свадьбы, а через 6 лет разорвал помолвку. По слухам, у отвергнутой невесты случился нервный срыв. Тернер чувствовал свою вину и назначил Ханне Мор годовое содержание в размере 200 фунтов ($43 тысячи на сегодня; дальше все суммы будут указываться в долларах с учетом инфляции) . Эти финансы позволили ей уехать в Лондон, стать участницей «Общества синего чулка», заняться литературной деятельностью и открыть школу для бедных. Позже Мор снова звали замуж, но на вторую помолвку она не решилась.

Ханна Мор - англійська письменниця, поетеса і драматург, член «Товариства синьої панчохи». Портрет роботи Генрі Пікерсгілла. Джерело: Національна портретна галерея в Лондоні / npg.org.uk

Где-то в середине 19 века в редакцию журналов «Семейный друг» и «Домашний журнал англичанки» пришло письмо с просьбой о совете. Джентльмен боялся играть свадьбу со своей девушкой после того, как ее эссе победило в литературном конкурсе. Мужчина не мог решить: найти безграмотную и заботливую невесту или жениться на «синем чулке», которая за интеллектуальными занятиями может забыть про услужение мужу.

Издатель и главный редактор журналов Сэмюэль Орчарт Битон написал читателю гневный ответ. Сам он был женат на талантливой колумнистке и писательнице Изабелле Мэри Битон. Она помогала мужу во всех рабочих делах, а в 1861 году написала культовую «Книгу о ведении домашнего хозяйства» .

К 1868 году было продано 125 тысяч экземпляров.

Где искать жениха

Прозвище «старой девы» было получить намного легче, чем стать «синим чулком». Достаточно было не выйти замуж к 30 годам.

В 1850-х годах в Англии было на 650 тысяч меньше мужчин, чем женщин. Женихов на всех не хватало. Более того, в надежде сколотить состояние джентльмены массово уезжали покорять колонии: Индию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Леди отправлялись вслед за любовью. Одни самостоятельно покупали билет в Австралию за $3500. Другие пользовались услугами «Общества эмиграции женщин среднего класса», основанного Марией Рай в 1862 году. Общество помогало женщинам переехать на новое место, найти жилье и работу: гувернанткой, учительницей, служанкой.

Впрочем, большинство англичанок выходило замуж на родине. Идеальный возраст для брака: 23-25 лет. Шансы найти жениха были велики весной и летом во время лондонского сезона. В случае удачи начинались ухаживания, за которыми следовала помолвка. Она длилась от полугода и в редких случаях превышала два года.

Аристократы съезжались в столицу для участия в заседаниях парламента. С ними приезжали и неженатые сыновья. В это время чаще устраивались скачки, спектакли, балы и приемы.

«Прощальный взгляд на Англию», Форд Мэдокс Браун, 1855 год. Источник: Бирмингемского музей и художественная галерея / artchive.com

Отпусти, но не прости: как наказать обманщика

Обе стороны могли разорвать помолвку. Но если решение исходило от одного только жениха, он должен был проявить такт, иначе брошенная невеста могла подать в суд. Девушки предоставляли доказательства ухаживаний: письма, подарки, иногда совместного ребенка. Суд не способен был заставить мужчину жениться, но мог назначить финансовую компенсацию.

В 1824 году Мария Фут отсудила $405 600 у бывшего жениха, который несколько раз переносил свадьбу, но в церковь так и не явился. Другая брошенная невеста, Эдит Уильямс, получила $22 300 у Эдварда Хьюза, будучи от него беременной.

Обычно, мужчины не избегали женитьбы. Общество осуждало не только «старых дев», но и одиноких джентльменов. Если обеспеченный здоровый человек не имел жены, у него подозревали наличие тайных изъянов.

«Подружка невесты». Джеймс Тиссо, 1883-1885 гг. Источник: Wikipedia

Как правильно выбирать любовника

Как помолвку и разрыв, в Англии 18 и 19 веков развод тоже почти всегда инициировал мужчина. Веской причиной развестись общество и суд признавали измену жены. Более того, супруг мог потребовать у ее любовника денежную компенсацию.

Так сделал баронет Ричард Уорсли в 1782 году. Супружеская жизнь с Сеймур Дороти Флеминг не ладилась. Но девушка не унывала и заводила любовников, от одного из которых родила ребенка. Ричард принял дочь как свою, чтобы избежать позора. Но вскоре жена бросила его окончательно и укатила с другом семьи, капитаном Джорджем Биссеттом.

Ричард Уорсли оценил ущерб в $4,3 миллиона. Но капитан имел талантливого адвоката. Тот подал встречный иск и обвинил самого баронета в аморальном поведении. Якобы однажды муж лично предложил Биссетту взобраться к себе на спину, чтобы рассмотреть, как выглядит его обнаженная жена во время плавания. Учитывая новые обстоятельства, суд присудил Уорсли символическую компенсацию в 1 шиллинг.

Баронет так и не дал официального развода жене, поэтому ей пришлось жить за счет любовников. Повторно выйти замуж она смогла 12 сентября 1805 года, через месяц после смерти нелюбимого мужа. В качестве приданого у 46-летней новобрачной было наследство в $8 миллионов.

Леди Уорсли (Сеймур Дороти Флеминг), картина Джошуа Рейнольдса, 1776 год.

Проанализировав литературные и исторические источники, мы обнаружили, что манифест «Декларация прав человека и гражданина»*, изданный вскоре после падения Бастилии, точно соответствовал своему названию.

Declaration des droits de l`homme et de citoyen.*- государственный акт, провозглашающий всеобщность и приоритет прав человека; принята Учредительным собранием Франции (26 августа 1789), вошла в качестве преамбулы в первую Французскую конституцию (1791).

Он касался лишь прав мужчин. Упущение о правах женщины как гражданина было не случайным.

В новой республике обычному человеку предоставлялись многочисленные политические права, но под словом «человек» всегда подразумевался мужчина. Женщины же не получили никаких дополнительных привилегий, которыми не пользовались бы и при монархии.

Политический подъем и рост промышленности в XIX веке в Англии принесли с собой унылое время для женщин. Отмечался рост рождаемости, и женщинам приходилось заботиться о многочисленном семействе. Несмотря на высокую смертность в младенчестве, население быстровыросло.На текстильных фабриках преобладал женский труд, женщины работали от десяти до пятнадцати часов в сутки за жалкую плату, и каким-то чудом у них хватало еще сил, чтобы выносить ребенка, заботиться о нем и о своем муже в свободное от работы время. Таким было положение женщины рабочего класса.

Что же касается женщины среднего класса, то здесь преобладал прочный идеал семьи и дома , который сформировался с возвращением реформы морали , авторитета отца и полового неравенства . Но чуть позже все это уйдет на второй план.

Предназначением женщины-буржуа было создание приятной атмосферы для мужчин , в которой последние чувствовали бы себя полноправными хозяевами. Индустриализация изменяла привычные роли мужчин и женщин. Женщины получали специальное образование по созданию домашнего уюта и не должны были работать вне дома. Женщина-рабочий воспринималась высшим обществом как «заразная, отвратительная» в противоположность женщине среднего класса, которая была «чистой», но больной, и Леди из света, которая считалась «слабой и нежной». Некий

Эдвард Чемберлен в своей книге Angliae Notitia [Чемберлен,1998:243] даже утверждает, что "положение женщин в стране на самом деле лучшее в мире, а все из-за доброй души англичанина, который относится к ним с нежностью и уважением, дает им лучшее место за столом, да и везде, всегда предлагает им свою руку, не заставляет изнурительно работать и не подвергает испытаниям. Именно поэтому жены в Англии - самые счастливые в мире". Но так ли были они счастливы? Известно, что финансами семьи управлял муж. У англичанки среднего класса не было даже карманных денег. Она воспринималась как подросток. Однажды благородный лорд Честерфилд, который был воплощением галантности, выдающимся государственным деятелем и джентльменом до мозга костей, писал своему шестнадцатилетнему сыну:

«Женщины - лишь большие дети. Они забавно болтают, иногда отличаются сообразительностью, но, что касается здравого смысла и основательного ума, я за всю свою жизнь не знал ни одной такой... Разумный мужчина ведет с ними легкие разговоры, играет с ними, подшучивает над ними и льстит им, как с веселым, развитым ребенком, но он никогда не спрашивает у них совета и не доверяет им в серьезных делах, хотя часто заставляет их думать, что делает и то, и другое».

Женщины не участвовали в парламентских выборах, в деятельности правительства. Процедура расторжения брака также предоставляла множество преимуществ мужчинам, в результате чего за 200 лет парламент удовлетворил иски только четырех англичанок, требовавших развода. Любопытно, что и королева Виктория, чье правление приходится на период с 1837 по 1901 годы, была убеждена, что место женщины дома, и противостояла идее наделения последних политическими правами. А вот еще один пример несправедливости по отношению к женщине в 19 века в Англии. Мужчины за измену никак не наказывались, но для женщин

предусматривались тяжелые последствия за любовную связь в браке, либо после распада семьи. Денежные выплаты тотчас же заканчивались при

малейшем подозрении в измене. Разведенная женщина приговаривалась к жизни в изоляции. Хуже того, она теряла своих детей, которых воспитывал отец, потому что они принадлежали ему так же, как и жена, во всяком случае, пока вырастут. Супруга не имела права видеться с собственным ребенком, даже если отец был признан виновной стороной на суде. Естественно, надо было пережить муки ада, чтобы решиться пойти на развод, но, как ни странно, все больше женщин предпринимали подобные шаги, что можно рассматривать как знак роста сознания собственных прав. [Уоллер,2003:45]

Несвобода, постоянное унижение со стороны мужчины, незаконное лишение родительских прав, жесткий рабочий график, несогласие с мнением женщины, запрет на право участия в выборах - вот причины, которые побудили женщину «восстать». Популярным в 19 веке, а позже в 20,становится понятие Феминизм (от лат. femina, «женщина»).

Феминизм (от лат. femina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775-1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744-1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776). Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (суфражизм от англ. suffrage, "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 она сформировала Организацию в защиту

общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union - WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой.

Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).Таким образом, мы можем сказать, что женщины играли все более заметную роль в британском обществе.

Каждая модница хочет выглядеть стильно и привлекательно. Для этого необходимо лишь обратиться к модным стилям в одежде. Сегодня речь пойдет об очень популярном и известном английском стиле.

Немного истории

Модные тенденции далекого XIX века до сих пор актуальны в Англии. Стиль далекого прошлого является настоящим воплощением добрых традиций, которым стараются следовать современные модники и модницы.

Изначально английская мода развивалась не без участия французской. Именно Франция диктовала свои правила стиля, и это продолжалось вплоть до модной революции. После этого английские веяния моды обрели самостоятельность и перестали зависеть от французских.

Вскоре после этих событий мода в Англии стала стремительно развиваться и меняться. В первой половине XIX века были выделены основные черты стиля, которые мы можем наблюдать и в настоящее время.

В то время дамы, которые хотели выглядеть безупречно, должны были поработать не только над своим гардеробом, но и манерами.

В далеком прошлом и сегодня английский стиль отличается своими основными характеристиками: он очень простой, элегантный, удобный и строгий. Все вещи из этого направления изготавливаются из добротных материалов и идеально сидят на фигуре.

Хотя историки и специалисты говорят о переломном моменте XIX века, на самом деле стиль стал зарождаться намного раньше. Его зачатки появились еще в XV-XVI веках. Это было время английской аристократии, которая оказала значительное влияние на моду того периода.

У аристократов были свои жизненные особенности и моральные устои. В те времена мужчины и женщины тратили огромное количество времени на подбор туалетов. Люди старались выглядеть максимально элегантно и модно.

Пышные и пестрые вещи откладывались в самый дальний уголок. Внешний вид модниц и модников всегда получался строгим, лаконичным и сдержанным.

Основные черты английского стиля дошли и до наших дней, но само модное направление не перестает развиваться с течением времени. Этот факт вполне позволяет назвать такое направление бессменной классикой.

Особенности

Главной особенностью этого строгого стиля можно назвать его ориентированность на дам всех возрастов. Каждая модница сможет подобрать изысканный лук, который будет смотреться стильно и гармонично.

Элегантные наряды можно подобрать как для повседневных выходов, так и для походов на работу или торжественных мероприятий.

Нельзя не отметить и несравненный комфорт одежды. Английский стиль отличается своим удобством, так как вещи изготавливаются из высококачественных материалов с учетом всех особенностей женской фигуры.

Английский стиль приветствует минимализм и сдержанность во всем. Это касается не только одежды, но и обуви, аксессуаров, прически и макияжа. Всего должно быть в меру.

Подвиды и направления

Английский стиль богат на различные модные направления. Молодая девушка или женщина постарше сможет подобрать для себя идеальный комплект в любом исполнении. Образ получится очень элегантным, если грамотно подобрать все его составляющие части. Познакомимся поближе с модными направлениями английского стиля.

Современный стиль

Неповторимый английский стиль сохраняет свои модные тенденции, которые складывались годами. Но в далеком XIX веке он все же приобрел некоторые особенные черты.

Он является бессменной основой, когда зарождается новое модное направление, которое всегда демонстрирует авторитет и широкие возможности туманной Англии.

Хипстерский

В сороковые годы в США появилась молодежная субкультура, к которой относились хипстеры. Сначала так называли поклонников джазовой музыки и тех людей, которые являлись ценителями искусства.

Сегодня к хипстерам относятся молодые люди (15-30 лет), которые постоянно ищут что-то новое в музыке и киноиндустрии и не представляют жизнь без современной культуры и искусства. Такие модники и модницы предпочитают следовать особому стилю в одежде.

Фундаментом этого модного направления является бессменный винтаж, переплетающийся с современностью. В гардеробе хипстеров всегда есть зауженные джинсы и яркие кеды. Не обходятся их молодежные образы и без обуви на платформе, разнообразных шарфиков, очков в крупной оправе, различных головных уборов, клетчатых рубашек, шорт и маек.

Зачастую за этими экстравагантными облачениями скрываются тонкие и очень ранимые личности, которые все пропускают через себя. К таким ярким образам они обращаются для того, чтобы выделиться из серости толпы.

Деревенский

Деревенский стиль еще называют кантри. Он является максимально удобным и практичным.

К этому модному направлению изначально обращались девушки, живущие в сельской местности. Затем интересные модные решения пришлись по вкусу и городским модницам.

Создать непринужденный деревенский образ можно с помощью брюк-галифе с подтяжками, свободной блузки и удобной обуви без дополнительных ремешков. В подобном ансамбле очень гармонично будет смотреться обычная соломенная шляпа.

Ретро

Современные модницы знают, что это модное направление опирается на стильные образы сороковых годов XX века. Это было тяжелое для всех стран время. Тогда модницы наряжались в милые платьица в маленький цветок и юбки-тюльпаны. Подобные вещи и сегодня не потеряли своей актуальности, но претерпели некоторые изменения.

Сегодня к костюмам модницы могут добавить элегантные смокинги или удлиненные пиджаки. Брюки надеваются лишь для того, чтобы подчеркнуть стройные и длинные ножки. Платье для вечернего выхода можно подобрать с сексапильной открытой спиной и длинным шлейфом.

Следует помнить, что все остальные элементы лука (макияж, прическа) не должны быть пестрыми и яркими. Например, роскошное вечернее платье можно дополнить дамской шляпкой и небольшим клатчем.

Авангард

В английскую классику внесла авангард знаменитая Вивьен Вествуд. Она хотела отодвинуть скучную серость на второй план, добавив в стильные образы яркие краски и оригинальные аксессуары.

Сегодня авангард является настоящим воплощением бунтарского духа. Это модное направление не знает рамок и границ. Вивьен добавила в уже сложившийся стиль нетривиальные декоративные элементы: булавки, клепки и вышивки.

Текстиль на ее одежде дополняют абстрактные принты с разнообразными рисунками. Интересные вещи шьют из материалов разных расцветок, которые могут объединяться друг с другом в одном наряде.

Одежда

Стиль английской королевы является настоящим эталоном этого модного направления. Дамы со всего света считают, что сходство с королевской особой делает их совершенными. Но перевоплотиться в истинную леди не так-то просто.

Для этого необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Рекомендуется наряжаться в вещи, обладающие приталенным или облегающим кроем. Это касается пиджаков, облегающих женское тело, юбок до колена и лаконичных платьев с минимальным количеством декоративных деталей.
  2. В гардеробе обязательно должен быть костюм классического кроя. Подобный наряд был разработан знаменитой Коко Шанель около ста лет назад. В то время на подиуме дамы демонстрировали зауженные брючки, облегающие юбки и солидные жакеты. Строгие костюмы были позаимствованы из мужского гардероба и прекрасно вписались в элегантные женские образы.
  3. Будьте осторожнее с аксессуарами. У каждой английской леди в модном арсенале имеются кожаные перчатки и очаровательные шарфики.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА История 2010 Выпуск 2 (14) НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ УДК 930.85(410)”18/19” ВОСПИТАНИЕ И МАНЕРЫ АНГЛИЙСКИХ ЛЕДИ XVIII–XIX ВВ. Д. Б. Вершинина Предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Ключевые слова: Англия, леди, женское образование, национальный характер. Престижу Англии, согласно шутливому замечанию, больше, чем экспорт английского угля, содействовал образ джентльмена. Действительно, трудно назвать национальный образ, влияние которого распространилось бы так широко в мире, причем не только в так называемом «благородном» обществе, где он возник, но и за его пределами. При этом, однако, тип английского джентльмена, первые упоминания о котором относятся к XII в., на протяжении многих столетий своего существования претерпевал различные трансформации, среди которых одной из главных было постепенное расширение понятия и его демократизация. C образом джентльмена оказались неразрывно связаны представления об английском национальном характере, ставшем объектом изучения многих исследователей и в самой Великобритании, и за ее пределами. Среди тех, кто обращался к проблемам британской национальной идентичности, были как писатели (к примеру Дж. Б. Пристли и Г. К. Честертон [Честертон, 1984]), так и ученые – лингвисты, литературоведы, культурологи, историки [Карасик, Ярмахова, 2006; Павловская, 2005; Проскурнин, 2002; Fox, 2005; Hewitt, 2008; Hewitt, 2009; Houghton, 1985; Paxman, 1999]. Великобритания внедрила в культуру тип не только джентльмена, но и леди. Возникнув еще в раннее средневековье (о чем свидетельствуют уже легенды о короле Артуре и его жене леди Гвиневере), распространившись в эпоху куртуазной любви, когда появился культ Прекрасной Дамы, понятие и сам тип «леди» окончательно утвердились в английском обществе начиная с XVI– XVIII вв., достигнув апогея своего развития в XIX столетии. М. Оссовская писала о содержании термина «джентльмен»: «В Оксфордском словаре поначалу главным выступает знатное происхождение, генеалогическое древо, право ношения герба. В более поздних определениях подчеркиваются личные достоинства» [Оссовская, 1987, с. 133]; думается, что эти слова можно применить и к наименованию «леди», поскольку история показывает, как оба типа постепенно теряли свое первоначальное специфически классовое содержание и приобретали все более очевидное этическое, культурное значение. В статье предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Практически все путешественники, посетившие Англию в XVII–XIX вв., восхищались красотой англичанок. Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Англичанок нельзя уподобить розам; нет, они почти все бледны – но сия бледность показывает сердечную чувствительность и делается новою приятностию на их лицах» [Карамзин, 1964, с. 430]. Сумароков подтверждал мысль Карамзина по поводу того, что «Англию можно назвать землею красоты» [Там же, с. 432]: «Лондон есть метрополия прелестей. Не пройдешь и ста саженей и начтешь двадцать красавиц» [Ерофеев, 1987, с. 199]. В последние годы XVIII в. немецкий пастор, живший в Лондоне, замечал: «Я действительно полагаю, что ни в какой другой стране невозможно встретить так много привлекательных женщин, как в Англии» . Однако в вопросе о манерах англичанок наблюдатели расходились во мнениях. По замечанию Карамзина, «женщины и в Лондоне очень хороши, одеваются просто и мило; все без пудры, без румян, в шляпках, выдуманных грациями. Они ходят, как летают...» [Карамзин, 1964, с. 438]. _______________ Д. Б. Вершинина, 2010 93 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина Другой русский путешественник, напротив, утверждал, что лондонки «одеваются без вкуса, манеры и походка не так грациозны, как у француженок» [Ерофеев, 1987, с. 199]. При этом упомянутые авторы, безусловно, апеллировали к манерам и вкусам англичанок из аристократических кругов. Леди и джентльмены всегда очень серьезно относились к воспитанию своих дочерей; особенное внимание к образованию джентльмена (в первую очередь) и леди начало проявляться уже в XVII в. Можно согласиться с В. Мацкевичем, утверждающим, что усиление демократических тенденций в английском обществе второй половины XVII столетия неизбежно должно было вызвать большее внимание к проблемам образования и воспитания: «Нарастание демократических тенденций в английском обществе привело к тому, что управление государством было изъято из рук родовой аристократии, и к управлению государством, хозяйством стали приходить демократические слои населения... Со времен Локка само по себе понятие элиты или джентльмена начало пониматься как результат культуры, воспитания и образования» [Мацкевич, 1993, с. 96–97]. Упоминание имени Локка в контексте воспитания леди совершенно не случайно. Основные мысли выдающегося английского философа и просветителя по поводу воспитания и педагогический опыт, накопленный в работе преподавателя и домашнего воспитателя, наиболее полно представлены в работе «Мысли о воспитании» (1693). Естественно, речь здесь идет о воспитании джентльмена, а не леди, однако сам философ замечает: «Высказывая изложенное, я имел в виду мальчика, потому что главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию детей; однако нетрудно будет разобрать, в чем различие пола требует применения различных приемов воспитания» [Локк, 1989, с. 147]. В труде Локк предлагал целую программу обучения, главным принципом которой являлись постепенность и взаимосвязанность предметов. Педагогические труды Дж. Локка несли одну очень важную мысль: процесс становления и воспитания человека – это единство физического, психического и умственного его развития. Именно эта мысль философа представляется важной при обращении к женскому образованию в Англии XVIII–XIX вв.: в дома специально нанимались воспитатели и учителя, обучавшие девочек языкам и другим предметам. Акцент, однако, в отличие от воспитания мальчиков, делался прежде всего на занятиях музыкой, танцами, рисованием, рукоделием. Именно это должна была в первую очередь знать и уметь английская девушка, чтобы ее назвали образованной в XVIII–XIX вв. Яркие примеры отношения британцев к проблеме женского образования представляет английская женская литература, расцвет которой в XIX столетии, безусловно, демонстрирует процесс осмысления британскими интеллектуалками своих прав и привилегий, равно как и ограничений, наложенных на их судьбу принадлежностью к «слабому полу». В романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» между героями возникает спор по поводу определения «образованная леди». Чарльз Бингли утверждает, что все молодые леди «рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки», в то время как, по мнению его сестры, «понастоящему образованным может считаться лишь тот, кто стоит на голову выше всех окружающих. Женщина, заслуживающая это название, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. И кроме всего, она должна обладать каким-то особым своеобразием внешности, манер, походки, интонации и языка – иначе это название все-таки будет заслуженным только наполовину». Один из центральных героев романа мистер Дарси, заметивший, что «не мог бы похвастаться, что среди знакомых... женщин наберется больше пяти-шести образованных понастоящему», к списку всех качеств, предложенных мисс Бингли, добавил «нечто более существенное – развитый обширным чтением ум», а главная героиня, Элизабет Беннет, резюмировала спор утверждением, что «никогда не видела, чтобы в одном человеке сочетались все те способности, манеры и вкус, которые были... перечислены» [Остен, 1988а, с. 404–405]. Следует согласиться с автором романа и ее героиней в том, что созданный образ является идеалом, к которому стремились все девушки. Уже одно то, что положительными героинями этого романа, торжествующими в его финале, являются старшие сестры Беннет – чрезвычайно начитанные молодые леди, которых Остен делает по характеру и образу мышления похожими на их отца мистера Беннета, который, как видно из романа, был действительно образованным человеком, дает основания говорить о комплексности (по Локку) воспитания и образования молодых дам во времена Остен. Многие женщины высших слоев общества могли всю свою жизнь заниматься самообразованием. В домах с хорошей библиотекой они получали возможность узнать много нового для себя и 94 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… часто не пренебрегали этим. В том же романе Джейн Остен показывает, как приехавшая в Незерфилд навестить свою больную сестру Джейн мисс Беннет предпочла играм чтение, чем удивила многих: «Мистер Херст посмотрел на нее с удивлением: – Вы играм предпочитаете чтение? – спросил он. – Странно!» [Там же, с. 402]. Самообразование, а также занятия с домашними учителями, на что делал упор Локк в своих работах, нередко были дополнением к образованию, получаемому в пансионах. Обычно в них обучали тому же комплексу предметов, что девочки могли получить и дома, но там, во-первых, будущие леди погружались в более строгую атмосферу, а во-вторых, в пансионах был сделан гораздо больший акцент на трудовое воспитание. Розамонда Винси из романа Джордж Элиот «Мидлмарч» получила образование в лучшем в графстве пансионе миссис Лемон, где, как пишет автор, «благородных девиц обучали всему, что необходимо знать светской барышне – вплоть до отдельно оплачиваемых уроков, как входить в карету и как выходить из нее» [Элиот, 1988, с. 102]. Розамонду, действительно, многие считали лучшей девушкой в Мидлмарче, однако образ этот, безусловно, иронический. Элиот показывает нам, как девушка из среды не очень крупной буржуазии стремится стать настоящей леди: она «была прилежна и... с особым усердием писала акварелью пейзажи и портреты приятельниц, упражнялась на фортепиано и с утра до ночи вела себя в точном согласии со своими представлениями о том, какой должна быть истинная леди... Она находила время читать самые лучшие романы, а также и не самые лучшие, и знать наизусть множество стихов. Любимым своим произведением она назвала бы “Лалла-Рук” [Там же, с. 165–166] (романтическая поэма английского поэта Томаса Мура, пользовавшаяся в 1830-е гг. большой популярностью. – Д. В.). Совсем другого рода книги читала героиня этого же романа Доротея Брук, «занятая судьбами рода человеческого, видевшимися ей в озарении христианской веры...» [Там же, с. 22]: она знала наизусть множество отрывков из «Мыслей о религии и о некоторых других вопросах» французского философа Паскаля Блеза, а также из трудов английского богослова Джереми Тейлора. Марианна Дэшвуд из романа Остен «Чувство и чувствительность» читала Уильяма Каупера и Джеймса Томсона, английских поэтов-сентименталистов, а также Вальтера Скотта. Один из главных героев, Эдвард Феррарз, сказал о ней так: «А книги! Томсон, Каупер, Скотт – она покупала бы их без устали, скупила бы все экземпляры, лишь бы они не попали в недостойные руки!» [Остен, 1988б, с. 113]. Примеры стремления девушек к самообразованию есть и в частных письмах, и в дневниках: к примеру, Сэмюэл Палмер в письме, адресованном мисс Джулии Ричмонд в сентябре 1866 г., рекомендует ей прочитать Торкватто Тассо, достаточно сложного для простого читателя итальянского поэта эпохи позднего Возрождения, но следом, подчеркивая образованность своего адресата, добавляет: «Хотя Вы уже наверняка читали его в оригинале» . Фанни Берни в своем дневнике упоминает, что читала Сервантеса, Шатобриана, Цицерона, Дизраели, Драйдена, Шекспира, Скотта, Свифта, Жермену де Сталь, Вольтера и многих других не менее известных авторов . Не менее длинный список литературных пристрастий можно составить и по дневнику Дороти Вордсворт, где среди прочитанных книг упоминаются «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Макбет», «Король Джон», «Тимон Афинского», «Напрасные усилия любви» Шекспира, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса и т. д. . В Англии XVIII–XIX вв. существовал определенный идеал женского поведения, канон истинной леди, следовать которому девочки должны были с ранних лет: «содержать себя в чистоте, быть утонченными, изящными, элегантными, тихими и спокойными» . В 1616 г. Джервис Маркхем определил по-своему то, к чему должны стремиться англичанки, обозначив тем самым мужскую мечту об истинной женственности: «Наши английские жены должны обладать целомудренными мыслями, решительной храбростью, выдержкой, быть неутомимыми, бдительными, прилежными, остроумными, приятными, постоянными в дружбе, полными привлекательного домоседства, мудрыми в речах» . Дж. Пристли в книге «Англичане» говорит о том, что более соответствуют такому типу женщины тюдоровских и стюартовских времен, когда представительницы высших слоев, безусловно, не были пустышками, а, напротив, обладали собственными суждениями и зачастую получали классическое образование (достаточно вспомнить дочерей Томаса Мора, Марию Тюдор и Елизавету I, дочерей Оливера Кромвеля и Джона Мильтона). Несколько иначе обстояло дело в XVIII в., когда все чаще стал возникать образ 95 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина «пустышки»; к началу же XIX столетия «английские женщины приобрели то, что можно назвать истинно английским стилем поведения: иррациональное, инстинктивное ушло в сторону, и образованный англичанин стал полагаться спокойным, холодным, полностью рассудительным, как римляне лучших лет (и это перешло к женщинам)» [Там же, с. 48]. По мнению Г. Перкина, викторианство – один из кульминационных моментов «глубоких изменений в национальном характере», когда «англичане перестали быть одной из самых агрессивных, грубых, буйных, прямых, разгульных, жестоких и кровожадных наций в мире и превратились в одну из самых сдержанных, вежливых, опрятных, чувствительных, не в меру щепетильных и лицемерных наций» [Проскурнин, 2004, с. 9]. Именно такими спокойными и рассудительными изображены многие героини английских романов XIX в.: Джен Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте, сестры Элизабет и Джейн Беннет из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение», Элинор Дэшвуд из романа «Чувство и чувствительность» той же Остен, Доротея Брук из романа Джордж Элиот «Мидлмарч», леди Дедлок из романа Чарльза Диккенса «Холодный дом», аристократка Эдит Грейнджэр из его же романа «Домби и сын». Несмотря на то что всех их постигают беды и горести, они держат эмоции внутри и ведут себя очень сдержанно. К примеру, по коллизии романа «Чувство и чувствительность» Элинор Дэшвуд была посвящена в тайну человека, которого любила, и, узнав, что Эдвард Феррарз уже четыре года помолвлен с мисс Люси Стил, «на несколько мгновений онемела от растерянности, так она была поражена. Но затем, принудив себя заговорить и тщательно выбирая слова, произнесла со спокойствием, которое в достаточной мере скрывало ее изумление и горечь...». В дальнейшем, глубоко страдая, Элинор четыре месяца хранила в себе эту тайну, объясняя свой поступок, представлявшийся ее сестре Марианне поистине героическим, следующим образом: «Я обещала Люси сохранить ее тайну...» [Остен, 1988б, с. 157]. Именно такое поведение – умение сдерживать свои эмоции – и считалось одним из признаков благородного поведения. Поэтому Джен Эйр, Элизабет Беннет и других героинь, в действительности не принадлежащих к высшему классу, можно назвать леди за их достойное поведение. Такая трансформация понятия «леди» из понятия классового и социального в культурное и этическое произошла в Англии как раз в середине XIX в. Викторианская эпоха поставила вопрос о том, можно ли назвать леди любую женщину из высшего класса. К примеру, леди Кэтрин де Бер, представительница крупной аристократии, ведет себя по отношению к Элизабет Беннет и ее семье, джентри, находящимся ниже на социальной лестнице, не совсем порядочно, обращаясь с ними свысока: «Войдя в комнату с более чем всегда, бесцеремонным видом, леди Кэтрин ничем, кроме легкого кивка, не ответила на приветствие Элизабет и, не говоря ни слова, уселась в кресло» [Остен, 1988а, с. 792]. Надо отметить, что в реальности многие аристократы поддерживали в себе такое отношение к средним классам и видели в них порой большую опасность, чем в рабочих. Сэр Генри Булвер писал графине Дерби: «...средний класс не обладает ни энергией, ни духовной высотой, чтобы управлять правительством...» . Подобное восприятие аристократии как исключительного социального слоя постепенно принимало форму снобизма, который становился важной чертой английской нации и английского образа жизни. В «Книге снобов» Теккерей дает множество примеров снобизма, процветающего везде: в Сити, в университетах, в литературе, в политике. Снобизм, по утверждению писателя, охватил и сферы личной жизни: семью, клубы. Свое открытие Теккерей справедливо называет великим, а свой труд «Трудом с прописной буквы» [Теккерей, 1975, с. 318], определяя сноба как человека, угодливого по отношению к вышестоящим и высокомерного к стоящим ниже. Немало снобов Теккерей видит и среди английских леди: «...по натуре ни одной женщине это чувство не свойственно, однако привычка всех окружающих раболепствовать и заискивать перед этой прекрасной и величественной дамой – обладательницей такого множества черных и всяких других брильянтов – и в самом деле заставило ее поверить, что она выше всех на свете и что люди не вправе с ней общаться, разве только с почтительного расстояния» [Там же, с. 330]. Сатирически изображая подобных леди, Теккерей показывает, что все они такие же снобы, как и мужчины: весьма респектабельная и почтенная дама миссис Скряггинс (фамилия далеко не случайна) «останется снобом, пока так непомерно высоко ценит себя, свое имя, свою внешность и наслаждается этим нестерпимым высокомерием; пока, бывая на людях, чванится, подобно Соломону во всей славе его...» [Там же, с. 341]. Этот портрет, несомненно, напоминает описание леди Кэтрин де Бер: «Она ничем к себе не располагала, и в ее манерах не чувствовалось желания хозяйки, чтобы ее гости забыли о своем бо- 96 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… лее низком общественном положении. Она не наводила страха молчанием, но все, что она говорила, произносилось не допускающим возражений тоном, подчеркивавшим значительность ее особы...» [Остен, 1988а, с. 529]. У некоторых аристократок снобизм достигал необычайной силы. Леди Далхаузи в письме мужу утверждала: «Те, кто не рожден в соответствии с титулом, хороши на своих местах, но не в аристократических салонах и гостиных» . Примечательно, что наиболее заинтересованы в защите привилегий аристократии, которые существовали не формально, а на бытовом уровне (в политике, например, министром мог стать и не аристократ: яркий пример тому – Дизраели), были те, чье собственное аристократическое положение было достаточно шатким. Примером может служить высказывание леди Фокс, вышедшей замуж не за лорда: «Мое сердце глубоко опечалено тем, что исчезают привилегии класса» [Там же]. Конечно, отнюдь не все леди проявляли такое высокомерное отношение к средним классам, и многие из них стремились к тому идеалу, что существовал в течение многих веков. Однако для всех из них желательный образец женского поведения в Англии XVIII и XIX вв. был неразрывно связан с представлением о женщине как о хранительнице домашнего очага, что непосредственным образом отражалось на воспитании и манерах английской аристократки. Замужество оставалось нормативным институтом для женщин, независимо от того, к какому классу они принадлежали, а идея семьи организовывала жизнь большинства людей в английском обществе, поэтому вся система воспитания англичанок была нацелена на воспитание будущей жены и матери. В то же время на протяжении XVIII–XIX вв. стала проявляться заинтересованность английских женщин в событиях жизни социальной, выходящей за рамки только домашних проблем, начался процесс пробуждения женского сознания, что ярко демонстрирует стремление английских леди к самообразованию. Библиографический список Burney F. Selected Letters and Journals / ed. by J. Hemlow. Oxford, 1986. Davidoff L., Hall C. Family Fortunes. Men and Women of the English Middle Class, 1780–1850. L., 1987. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour. L., 2005. Hewitt K. The English Gentleman: Getting Behind the Stereotype // Hewitt K. Understanding British Literature. Пермь; Oxford, 2008. Hewitt K. Understanding Britain Today. Oxford, 2009. Houghton W. E. The Victorian Frame of Mind, 1830–1870. New Haven; L., 1985. Journals of Dorothy Wordsworth. Oxford; N.-Y.; Toronto; Melbourne, 1980. Paxman J. The English: A Portrait of a People. L., 1999. Priestly B. The English. L., 1974. Raynolds D. Aristocratic Women and Political Society in Victorian Britain. Oxford, 1998. The Oxford Book of Letters / ed. by F. Kermode and A. Kermode. Oxford; N.-Y., 1996. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион и англичане глазами русских, 1823–1853. М., 1987. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. М., 1964. Т. 1. Карасик В. И., Ярмахова Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». М., 2006. Локк Дж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. М., 1993. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. Остен Дж. Гордость и предубеждение // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988а. Т. 1. Остен Дж. Чувство и чувствительность // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988б. Т. 1. Павловская А. В. Англия и англичане. М., 2005. Проскурнин Б. М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестн. Перм. ун-та. Вып. 4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. Проскурнин Б. М. Викторианский менталитет и английская культура XX века (постановка проблемы) // Национальный менталитет и языковая личность: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2002. Теккерей У. М. Книга снобов // Теккерей У. М. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1975. Т. 3. Честертон Г. К. Об англичанах за границей // Честертон Г. К. Писатель в газете: худож. публицистика. М., 1984. Элиот Дж. Мидлмарч. М., 1988. Дата поступления рукописи в редакцию: 27.10.2010 97 www.histvestnik.psu.ru

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Начну с "мифов". В России бытует мнение, что англичанки страшные и выглядят как лошади. Это не так. Англичанки довольно миловидные в массе своей, но зависит от классов. Уродство часто встречается в самых низших и самых высших слоях общества.

Англичанки не зациклены на своей внешности, немеркантильны в отношениях, за мешком с деньгами не гонятся в основном. Но это не отменяет классовость общества. Англичанка из upper middle class не часто будет встречаться с мужчиной из среднего класса к примеру. Очень много феминисток, поэтому, как я и писала, это повлияло на отношения между полами. Англичанки не сильно хозяйственны в быту, стремятся делать карьеру, детей заводят довольно поздно, принцип "плохонький да мой" тут не работает (хотя в низших классах работает еще как), довольно своенравны, в отношениях достаточно отстранены. Многие параноидально стараются сохранить свою свободу и боятся быть зависимыми от мужчин, а на самом деле просто очень поздно созревают для семейных отношений. Красивых ухаживаний от мужчины не ждут, сами берут то, что нравится. Как я и писала, вполне обычное явление секс по пьяни, ни к чему не обязывающие отношения, т.е. когда М и Ж просто fuck buddies. (подробнее буду писать в теме "семья")

Англичанки много пьют, зависит от соц положения, но представительницы всех классов часто упиваются до поросячьего визга одинаково. Апофеоз женского ужиралова это девичники, hen parties, английские леди дадут фору суровым челябинским мужикам в отношении спиртного.

Распространены межкультурные браки и отношения, но вот странное дело - встречаю пары, где англичанка, например, с негром, но пар, где англичанка встречалась бы с мужчиной из восточной Европы, не знаю.

Бытует мнение, о сферической английской леди в вакууме с прекрасными манерами и воспитанием. Это есть, да, но только в среде upper middle и аристократии. Так вот среди англичанок довольно мало грациозных и женственных женщин (я уже об этом когда-то писала, повторюсь). Я имею в виду не внешность или ухоженность, а то, как они себя держат: что называется demeanor. Каждая третья - сутулая, с плохой походкой, шаркают и волочат ноги, как бабки, у них резкие мужские движения (я говорю не о тетках, а о молодых женщинах). Многие не улыбаются, а оскаливаются. Тут не часто встретишь женщину с приятным смехом, с мягкой и грациозной пластикой. Многие ржут как лошади натурально, иногда аж вздрагиваешь от неожиданности, очень натужно и громко в рамках вежливости по отношению к собеседнику, чтобы как бы поддержать собеседника и по поводу и без повода.... зачем именно ржать, не понимаю, ведь хватает просто улыбки. Глаза при этом не смеются.

Это 16 летняя Селена, которая будет бороться за титул королевы красоты Англии. До этого она уже одерживала победу в ряде конкурсов

Фото я привела в пример того, как англичанки себя не умеют "держать". Селена мало того, что уже выигрывала в местных конкурсах красоты, так она еще и спортсменка. И полюбуйтесь на ее осанку, на снулые плечи, на откляченный живот, вообще на позу. Это не та поза, которая сейчас популярна в мире фэшн, когда моделей как судорогой сводит, нет, это именно неумение себя держать. Для обычного подростка м.б. и нормально, хотя родители с детства меня приучали держать осанку. В России, если девушки занимаются спортом или участвуют в конкурсах красоты, то первое, что "ставится" - это осанка и умение подбирать живот. Если в Англии даже в этих сферах не обращают внимание на это, то что уж говорить о простых людях, потому и закрепляются потом на всю жизнь плохая осанка, косолапая походка и пр.
Ну и опять же - стеклянная улыбка. Черты лица милые, но даже у девушки подростка нет искренности, открытости и светящейся улыбки. Вот это меня всегда удивляет.

Обратите внимание на ужасный макияж, я даже не знаю кого угораздило так ее изуродовать, а ведь готовились к съемках. Волосы выкрашены просто из рук вон отвратительно, особенно это ужасно смотрится на молодой девушке. И ничего, побеждала и может даже взять мисс Англия. Про наряд я уже молчу, взяли ролевой костюм на прокат из местного борделя надо понимать. Вот такой он, европейский "шик-модэрн" и стильный стиль в бытовой жизни. Я думаю, что такого не допустили бы даже на самом провинциальном конкурсе красоты в России.

Почти совершенно ушли такие понятия, что уместно и прилично делать женщине на публике, а что нет. В транспорте красятся, делают маникюр, пилят и красят ногти, плевать, что кто-то должен этим дышать. В офисе никто не считает зазорным взять и надушиться приторными духами, не выходя для этого в туалет.

Некоторые самоназванные гуру стиля, мигрировавшие на запад, постоянно критикуют манеру одеваться простых женщин в России. За гуру начинают вторить адепты стиля и моды в рунете и рождаются мифы о том, что на западе все женщины выглядят всегда стильно, даже пенсионерки - все яркие, дерзкие и шикарные. А по отношению к российским женщинам превалируют такие термины, как "колхоз стайл", "совок-стайл", "рашн-стайл" и т.д. Оделась девушка, скажем, в короткую юбку, каблуки, накрасилась - всё, это уже совок-стайл, и еще её обвинят в одном тяжком современном грехе - она Слишком Старалась. Сейчас ведь очень модно выглядеть effortless, т.е. слегка небрежно, вроде как вещи сами на женщину нанизались, а причёска сама соорудилась, а галушки сами в рот попрыгали, иными словами гоголь-стайл. Зачастую effortless gogol look становится великой самоцелью, на него тратят такое огромное количество времени, что с т.з. энергозатрат легче делать каждый день на голове фирменную укладку депутата Валентины Петренко в виде низкорослой древесно-кустарниковой заросли.

Я сама не в восторге от массовых российских трендов. Но ради вселенской гармонии хочется внести некий баланс и заметить, что стильно и со вкусом одетые люди - редкость на всех континентах и во всех странах. Просто в каждой стране есть свои шаблоны пошлости и дурновкусия, они иногда отличаются от российских вариантов, но это еще не делает западное массовое дурновкусие - стилем. Я живу в Лондоне, и я вас уверяю, что по улицам тут не ходят сплошь иконы и святые мощи стиля. Касательно celebrities я соглашусь с некоторыми "гуру" в том, что западные знаменитости на порядок лучше одеваются и выглядят, чем российские, но это не распространяется на простых людей. К тому же в среде западных знаменитостей полно женщин, которые выглядят очень скверно

Англичанки не гонятся за брендами, есть определенная прослойка, в которой гонятся, но такой одержимости брендами, как в России, в Англии, конечно, нет. Тут достаточно своих понтов, как бы ни старались писать некоторые страстные англофилы, что топ менеджеры сплошь как один ездят на общественном транспорте и донашивают дедушкин костюм.

КАК ОДЕВАЕТСЯ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКАЯ АНГЛИЧАНКА

Англичанки мало красятся, в одежде предпочитают удобство стилю. Обычное явление утром видеть спешащих на работу в City женщин, одетых в деловой костюм, но в кроссовках и с рюкзаком за спиной. Каблуки обычно носят только в клуб или ресторан, иногда как сменную обувь в офисе, но редко... женщина на высоких каблуках уже считается sexy. На ногах помимо кроссовок вездесущие балетки. Круглый год. Зимой можно видеть женщин укутанных в шарф, в теплом пальто, шапке при минусовой температуре и в балетках... на босу ногу. Я не знаю, чем так полюбились балетки, ходить в совершенно плоской обуви вредно и причиняет дискомфорт ступням. К тому же они редко кому идут. Идут только длинноногим, с тонкими щиколотками. Летом обычное дело - шлепки, или кроксы. Мне кажется, что кроксы придумал какой-то очень злой дизайнер-гей, отчаянный женоненавистник, более уродливой вещи придумать сложно. Ну и угги, или их дешевые аналоги, которые носятся так же круглый год.
автор статьи:

В целом стиль одежды унисекс: джинсы, кроссовки, спортивные куртки, темные пальто.

Есть еще один предмет гардероба, который отчаянно полюбили в Британии: леггинсы и скинни джинс. Я еще не видела ни одну женщину не с обложки, которой бы шли эти вещи. Скинни джинс еще ладно. Но леггинсы.... Если в 80е их носили с длинной футболкой или мини юбкой, то теперь их носят как штаны. хорошо, если они не просвечивают, но почти все леггинсы просвечивают, и их особенно полюбили страдающие ожирением, которых тут очень и очень много. Напоминаю, что носятся они с коротким верхом, который никак не прикрывает private parts. Особый жир, пардон за каламбур, это толстые негритянки в леггинсах со стеатопигией (это когда зад начинается от лопаток и заканчивается где-то сзади коленок). Это все равно, что выйти в трусах и капроновых колготках. Я уже молчу, какие анатомические подробности это выявляет, так называемая camel toe. Толстые тут мало комплексуют по поводу своей внешности. Наоборот, даже подчеркивают все недостатки. Полная женщина может хорошо выглядеть при правильном подборе одежды, но когда женщины под 100 кг и выше одеваются в леггинсы, короткие маечки, мини юбки, это уже, на мой взгляд, явное психическое отклонение.

В таких леггинсах не стесняются разгуливать даже знаменитости, например, Адель. Хорошо, что еще надела пугачевскую разлетайку, чтоб хоть как-то что-то прикрыть.

ТИПАЖИ ВНЕШНОСТИ

Среди аристократок довольно типична внешность с вытянутым лицом, невыраженным скошенным подбородком, длинными кривыми зубами, зубной ряд не развернут наружу, а расположен глубоким узким полукольцом, губы тонкие, рот маленький, нос длинный.
В прослойке иждивенцев, которые поколениями сидят на пособиях, внешность - деградантов, там нет каких либо отличительных черт, просто лица дегенератов. В России у бомжей лица более осмысленные

Англичанки из среднего класса и upper middle вполне миловидные и приятные на внешность

English rose - это тип внешности как раз миловидной англичанки.
В эдвардианскую эпоху самая фотографируемая актриса Лили Эсли как раз олицетворяет собой такой типаж

Рэйчел Вайс на нее очень похожа

Этот типаж воплощает и Rosamund Pike

Актрисы, внешность которых типично английская и миловидная, Джемма так и вообще писаная красотка

В прошлом году некая Саманта Брик опубликовала нашумевшую статью в дэйлимэйл о том, как тяжко живется, нам (т.е. ей), красавицам. И все завидуют, и все козни строят, одна отрада - цветы к ногам от пилотов самолетов, всякие бонусы от мимо проходящих мужчин, которые рады получить лишь улыбку в ответ от нас, т.е. от нее, красотки.

Статья вызвала шквал негатива, по понятным причинам, но такая женщина, с лицом родственницы Зюганова, вполне может пользоваться большим успехом у мужчин в Англии. Я не хочу сейчас придираться к ней, она обычная, хочу заметить только, что у нее абсолютно холодно-застывший взгляд и улыбка. оскал, о котором я писала. Будь у нее лицо самой Моники Белуччи, я не представляю, как с такими стеклянными глазами можно вообще говорить о красоте.

БЕЗДНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВКУСА И СТИЛЯ

Приведу очень распространённые примеры дурновкусия, хочу заметить, что ниже описаны целые соц пласты, а не какие-то немногочисленные фрики

  • TOWIE (не путать с townie, что есть синоним чавов) Towie это девушки из графства Эссекс, essex girls.
    Это вариант жесткого англицкого гламура. Имперское великолепие ослепляет стразовым сиянием и поражает силиконовым размахом. Обязателен искусственный загар, силикон во всех выступах туловища, вставная отбеленная челюсть, ботоксная невозмутимость, нарощенные ногти/волосы/ресницы, стразы на лобке..лучше везде, блестящее платье-бондаж максимально открытое, туфли на железнодорожной платформе и метровой шпильке.
    Акроним towie происходит от названия постановочного "реалити" шоу The Only Way Is Essex, которое весьма популярно в Британии.
    Звезда шоу - Эми Чайлдс

    Пара эпизодов из шоу:
    Ботоксная вечеринка (обратите внимание на акцент)

    Кумушки обсуждают полюбовников

    Эссекский мэйковер. Из мышки в прынцессу (щадящий вариант)

    Типичный пример девушек а ля towie на выпасе в пятничный вечер любого британского города (кстати в таком виде они ходят и в минусовую температуру зимой). В лондонском сохо такие табунами водятся. Несмотря на то, что towies стараются выглядеть как можно бохато, они довольно непритязательны в отношении мужчин: рады, если ухажер перед перепихом, хоть в бургерошную сводит.

  • Scouse girls С востока Англии двинемся севернее - в Ливерпуль, где каждый год проходят скачки, а там щеголяют местные модницы и настоящие леди.
    Scouser - это достаточно презрительное название жителя Ливерпуля.
    Я не в силах описать сие роскошество, поэтому картинки говорят сами за себя







  • Nothern lasses . Самым отважным предлагаю отправиться еще дальше на север и оказаться в New Castle, где живут свободные духом, нравом и телом северянки.
    Они не особо отличаются от towies и scousers, ну может только "более лучше" одеваются и "более сильней" пьют.



  • Chav girls - самые моднявые на раёне, им нет равных и для них нет географических границ в пределах королевства. О чавах и прочих деклассированных элементах я еще напишу, очень интересная тема. А пока кратко о женщинах этой категории. Чавы не рабочий класс, это иждивенцы, поколениями сидящие на пособиях. Стиль одежды у женщин спортивный, четыре мышиные волосины забраны в эффектный "конский хвост", оставшиеся две - прилизана гелем в косую челку, в ушах серьги-кольца, в зубах сигарета, выражение лица "на шухере". обязательный аксессуар - жестянка энергетика/дешевого пива в одной руке, вторая рука толкает коляску с младенцем, счет которому потерян. Беременность всегда в тренде у чавок, потому что под детей гос-во выделяет жил площадь. Уважают клетку от марки burberry до такой степени, что бренд уже перестал продавать одежду с фирменным принтом в Британии





    БРИТАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ МОДА

    Теперь несколько примеров того, что здесь считается стильным и модным. На мой вкус очень спорно, но все-таки интересно.
    Этим в частности мне Лондон и нравится - полно забавных персонажей и самой можно свободно экспериментировать со стилем.




    (с)