Суть Кальвинизма. Кальвинистская церковь. Жан Кальвин Кальвинизм определение по истории

преимущественно французский вариант протестантизма, более радикальный, чем Англиканство и Лютеранство. Крещение и причащение понимаются символически. Нет еппископата, пасторы не имеют особых облачений, вхрамах отсутствует алтарь. Богослужение сведено к проповеди и пению псалмов. Отличительной особенностью является учение об абсолютном предопределении: Бог изначально определил одних к погибели, других - ко спасению (успех в делах свидетельствует о возможном избранничестве),В настоящее время кальвинизм существует в различных формах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кальвинизм

направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.

Вероучение, церк. устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы К. кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. документах.

К. подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что - злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К. восходит к позднеср.-век. волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее: т.о., К. разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения; человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа - единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. тексты, К. также считает знаком избранности успех в делах.

Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. признает крещение и Евхаристию; в отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. хлеб и вино только как видимые символы дух. присутствия Христа.

К. утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. сведения о первоначальном христианстве, К. признает как установленные Богом 4 чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины - как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и неск. старейшин, они образуют руководящий орган - сессию, или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.

Богослужение в К. отличается простотой. Отсутствие литург. облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. конгрегациях могут различаться.

История. Первым воплощением принципов К. стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. рел. органом города, но и своего рода судом в области обществ. нравов: с самого начала своего существования К. тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. стран, и гл. очагом распространения идей К.

В течение XVI в. происходило постепенное слияние К. с др. протест. течением - цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер - преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви - подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры. В результате К. распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию; за их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. цвинглианские элементы. Напр., мн. реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. присутствие Христа.

В Германии К. в XVI в. получил распространение в отд. районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. наряду с католическими и лютеранскими.

В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами; в дальнейшем, однако, рел. политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. нашел отклик у мн. представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. реформы в 1560-е (Контрреформация).

Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562–98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.

Требование рел. прав для нидерл. кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566–1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560–1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении: согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618–19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл. и англ. кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.

Реформатские Церкви европ. стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: неск. соседних сессий образуют общий правящий орган - пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. ассамблею - высший церк. орган нац. масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. руководстве.

В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI–XVII вв. К. оказал влияние на церк. реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; др. часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отд. конгрегаций, не надеясь на реформу нац. масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. революции (1641–60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн. пуританам вступить в нее, а с другой - признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII–XVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство), представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. общины конгрегационалистов остаются независимыми; их собрания - синоды, ассамблеи - носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.

Мн. кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.

В XVII–XVIII вв. внутри К. возникла т.н. теология завета (нем. F?deraltheologie, англ. covenant theology). Развивая библ. понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит. выводам: если первоначальный К. предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.

История К. характеризуется многочисл. расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX–XX вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. протест. конфессиями - лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.

В наст. время в мире насчитывается ок. 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.

В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. стран.

Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. и голланд. купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голланд., англ. и немецко-франц. реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 - на побережье Черного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.). В адм. отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу - Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 - Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. конфессиями. В условиях депортации немцев мн. реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церк. общины, существующие в ряде городов России, в наст. время не объединены общей церк. структурой.

Неполное определение ↓

Кальвини́зм - направление протестантизма , наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином .
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская , реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов , методистов , пятидесятников и евангельских христиан .

История

Доктрина, вероучение

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

  • Признание богодухновенности только Священного Писания - Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Ефесянам 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 2:5; 2 Коринфянам 1:24)» (Вестминстерском исповедании веры , Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Библия, Бытие 1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Библия, Притчи 5:18-19)

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9-11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.

Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу - он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу. Говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который: 1. познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) ("ибо законом познается грех" (Римлянам 3:20)) 2. опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью "плодитесь и размножаётесь" (Бытие 1:28) 3. он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19) 4. он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.

Примечания

Ссылки

  • Соломенская Пресвитерианская Реформатская Церковь Киева

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кальвинистская Церковь" в других словарях:

    - [от греч. kyriake (oikía) божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или… … Большая советская энциклопедия

    Церковь в Уэльсе - Церковь в Уэльсе, одна из автокефальных англиканских церквей.Существует в качестве самостоятельного образования с 1920, когда четыре епархии Церкви Англии, действующие на терр. Уэльса, потеряли статус епархий государственной церкви и были… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Церковь - 1) Орг ция духовенства и верующих христ. религии (по отношению к др. религиям используется крайне редко). Осн. признаками Ц. являются иерархич. структура духовенства, его эмансипация от мирян, наличие общей догматич. системы верования, канонич.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Кальвинистская церковь Городская церковь Гларуса Stadtkirche Glarus … Википедия

    - (РФЦ) консервативная кальвинистская церковь континентального (голландского) происхождения, в г. Тула, Россия. Реформированная Фундаменталистская Церковь была основана в 1632 г. работниками Тульско Каменецкого металлургического завода,… … Википедия

    - (нидерл. Nederlandse Hervormde Kerk) кальвинистская деноминация. Распространена в Нидерландах (14% верующих), Намибии, ЮАР. В 2004 году прекратила свое существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент объединения… … Википедия

    - (нидерл. Nederlandse Hervormde Kerk) кальвинистская деноминация. Распространена в Нидерландах (14% верующих), Намибии, ЮАР. В 2004 году прекратила свое существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент… … Википедия

    - (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия

    Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации … Википедия

    Реформация Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации Протестантизм Реформация в Германии Лютеранство Анабаптизм … Википедия

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров - конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании - основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью - это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни - Кальвина)
Время возникновения : XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений .

Главное, что отличает кальвинизм от церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает - все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше - по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства - крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно - свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами - пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена , по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства , возникшее в первой половине 16 века во Франции .

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей , главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви . В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию , он чётко изложил основные догмы кальвинизма .

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить , не нарушив предписаний Библии . В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога , при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными . Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела , это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения , но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено .

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста , например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи , но и даже настенная живопись , характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями , в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений , наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе , закономерности и проявления которой человек должен изучать , чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии .

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой . Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели , при которой церковь подчиняла себе государство . Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость , безусловное подчинение отдельных личностей церкви , почти аскетический кодекс нравственности . Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие .

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений . Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма :

  • реформаторство,
  • пресвитерианство,
  • конгрегационализм.

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления .

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки . Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей , который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей , он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.